Многие века обычай носить бороду был само собой разумеющимся для всех мужчин. Ни один уважающий себя древний грек или римлянин не мог предстать перед окружающими с бритым подбородком. Вызов этой моде бросил Александр Македонский и стал первым известным безбородым греком. Однако злые языки утверждали, что у Александра борода просто-напросто не росла. Как бы там ни было, пример великого полководца оказался настолько заразительным, что почти 500 лет после его правления бороду в цивилизованном мире носили только философы, да и то не все.
Надо сказать, что на Руси и до Петра были правители, которые обходились растительности на лице. Например, про жившего в Х веке киевского князя Святослава Игоревича летописцы писали, что он брил бороду, оставляя только усы, и при этом был красив обликом. 48-летний царь Василий III, решив жениться на 18-летней Елене Глинской и желая выглядеть помоложе, стал брить бороду. На монете времен Бориса Годунова он изображен тоже без бороды.
Как известно, в 1689 года Петр I начал масштабную кампанию по обрезанию плачущим боярам бород «под самый корешок». Для тех же, кто не желал расстаться со своей красой, Петр ввел налог, сумма которого Заплатившим налог выдавали медаль с надписью: «С бороды пошлина взята».
Для сохранения бороды был составлен прейскурант, в котором цены были указаны отдельно для разных сословий:
- первостатейная купеческая - в 100 рублей;
- дворянская и приказная, а также рядовая торговая - в 60 рублей;
- холопья - в 30 рублей.
Крестьянин у себя в деревне носил бороду даром, но при въезде в город, как и при выезде, платил за неё 1 копейку. Кроме того, в 1715 году был установлен 50-рублёвый налог на православных бородачей и раскольников. Согласно царскому указу при бороде им полагался обязательный старомодный мундир:
- Подтвердить накрепко старый указ о бородах, чтоб платили по 50 рублей на год и к тому чтоб оные бородачи и раскольники никакого иного платья не носили, как старое, а именно зипун со стоячим клееным козырем (воротником).
От бородача, явившегося в приказ не в указанном платье, не принимали никакой просьбы да сверх того тут же, «не выпуская из приказа», вторично взыскивали тот же платеж в 50 рублей, хотя бы годовой побор был уже уплачен.
Любопытно, что всякий, увидевший бородача не в указном платье, мог его схватить и привести к начальству, за что получал половину штрафа да неуказное платье в придачу.
В Европе в зависимости от моды то брили бороды, то отращивали их. В XVI веке в Испании мужчины брились поголовно, но выходя на улицу, надевали для приличия фальшивую бороду. А когда к концу XVI века вошли в моду парики, вся Европа уже стала безбородой. Бороды опять вернулись в XIX веке. В то время бритыми ходили только актеры. В России свято верили, что борода предохраняет от грудных болезней и болезней горла, а бакенбарды - от зубной боли.
Что касается стран Востока, то там борода издавна являлась предметом мужской гордости, а непочтительное к ней отношение означало нанесение ее обладателю тяжкого оскорбления. Лишение бороды считалось крайним бесчестьем. Бородой клялись, бороду холили и умащивали. Ни муллы, ни раввина или почтенного аксакала без бороды там до сих пор просто не существует…