Аляска сегодня
Вопреки чрезвычайно расхожему мнению (подкреплённому в том числе песней группы «Любэ»), императрица Екатерина II не имеет абсолютно никакого отношения к продаже Аляски, поскольку скончалась за 71 год до описываемых событий. Аляску продал император Александр Второй, прозванный «Освободителем» за то, что шестью годами ранее отменил в России крепостное право.
Ну, а начнём с того, что Аляску открыли в 1732 году русские исследователи Михаил Гвоздёв и Иван Фёдоров. Новые территории активно осваивались нашими соотечественниками и в 1799 году для управления Аляской была учреждена Российско-американская компания.
В 1805 году на Аляску прибыл граф Николай Резанов и ужаснулся страданиям русских поселенцев от голода и цинги. Чтобы спасти соотечественников, граф выторговал у одного из иностранных купцов корабль «Юнона» с грузом продуктов. Затем он распорядился построить ещё одно судно, которое получило название «Авось». В марте 1806-го экспедиция на двух кораблях отправилась в испанскую Калифорнию. Отчаянный рывок на юг удался, и продовольственное обеспечение Аляски было налажено. За время пребывания в Сан-Франциско Резанов не только завоевал расположение местного коменданта, но и очаровал его 15-летнюю дочь Марию Консепсьон (Кончиту). Эта история легла в основу знаменитой оперы «Юнона и Авось».
В 1850-1860-х годах в Ново-Архангельске была расположена одна из баз русской тихоокеанской эскадры. Начавшаяся в 1853 году Крымская война показала полную незащищенность Аляски от нападения какого-либо противника. Как известно, в августе 1854-го в Авачинской бухте на Камчатке произошло сражение между русской береговой артиллерией и кораблями англо-французской эскадры. Вопрос об утрате Россией полуострова Аляска - еще более отдалённого, нежели Камчатка, стал лишь делом времени...
Согласно вышеназванному российско-американскому договору уже 18 октября 1867 года на Аляске был спущен чёрно-жёлто-белый триколор (он был флагом России с 1858 по 1883 год) и поднят звёздно-полосатый американский флаг. После этого полуостров официально перешел во владение США, а в январе 1959 года стал предпоследним по счету, 49-м, штатом этой страны.
А теперь самое главное: На протяжении полутора веков историки отчаянно спорят о том, а нужно ли было нам продавать Аляску. Мнение, что за полуостров нужно было держаться «до последнего» разделяют очень многие так называемые «квасные патриоты», которые особенно сильно расплодились в последние несколько недель. Хотите доводы ПРОТИВ данного утверждения? Пожалуйста, вот они:
1. Если бы не продажа Аляски, то американцы в конце концов взяли бы эту территорию ДАРОМ. Точно также, как они сделали это с нынешним штатом Техас и иже с ним с ещё с несколькими исконно мексиканскими территориями.
2. Продажа Аляски и вывод оттуда русского гарнизона позволили России сосредоточиться на гораздо более важных вопросах сохранения дальневосточных территорий и обеспечить охрану нынешнего Приморского края. Кто знает, как в противном случае выглядела бы сегодня карта в этом регионе. Скорее всего, у России не было бы ни Аляски, ни Приморского края.
3. Наконец, продажа полуострова имела огромное чисто утилитарное значение для стремительного развития нашей страны. Дело в том, что на вырученные деньги были куплены вовсе не помпезные приморские дворцы, не роскошные яхты-джеты-тачки и даже не эксклюзивные шубы для тогдашней элиты. На самом деле, на эти немалые деньги в европейской части страны были построены многочисленные железные дороги, которые, в конце концов, сыграли роль «локомотива» отечественной экономики. Да да. В это довольно трудно поверить, но в конце 19-го века в России ежегодно строили по 2,5 тысячи километров новых железнодорожных путей! Их прокладкой занимались 400 тысяч человек, или шестая часть всех российских наемных рабочих того времени. Ни в советское, а таем более в постсоветское время, наша страна даже близко не смогла приблизиться к данному показателю…
Аляска сегодня