Со времен детского сада нам рассказывали о том, что в этот день «Варяг» принял неравный бой с японцами, а затем экипаж затопил его. И более ни слова! Как будто все находившиеся на борту крейсера моряки – погибли, а само судно перестало существовать. Сегодня мы хотим рассказать Историю этого корабля, что называется «без ретуши».
Бронепалубный крейсер «Варяг» был построен в 1899 году по заказу России в Филадельфии (США). Он начал свою службу в Порт-Артуре (ныне город Люйшунь в КНР). Экипаж крейсера состалял 570 человек – 550 матросов и 20 офицеров. В начале 1904 года «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вместе с военными судами Англии, Италии, США, Франции и Японии стояли в корейском порту Чемульпо.
Накануне 9 февраля японский корабль с неожиданно покинул порт. А утром на горизонте появились целых 14 военных судов под флагом страны восходящего солнца, которые блокировали выход в открытое море. Командир «Варяга» капитан первого ранга Всеволод Федорович Руднев принял решение прорываться на соединение с русской эскадрой в Порт-Артуре. Когда «Варяг» и «Кореец» снялись с якоря и пошли навстречу японской армаде, экипажи английского «Тэлбота», французского «Паскаля» и итальянской «Эльбы» выстроились по Большому сбору на палубах и под звуки российского гимна провожали шедших на верную гибель русских моряков…
…За время 45-минутного боя, означавшего начало русско-японской войны, наши корабли расстреляли 1105 снарядов, потопив один миноносец противника и серьезно повредив два его крейсера. Однако, и «Варяг» тоже получил огромные повреждения: почти все его орудия были выведены из строя, а через многочисленные пробоины внутрь корпуса поступала забортная вода. В виду угрозы захвата наших судов противником, было принято решение отойти назад в порт и там взорвать «Корейца», а «Варяг» – затопить (дабы избежать повреждения иностранных кораблей из-за сильного взрыва).
Всех 40 погибших в том бою матросов и один офицер были похоронены в Чемульпо, а в 1911 году их прах был перенесен во Владивосток. Оставшиеся в живых члены экипажа «Варяга» и «Корейца» укрылись на иностранных судах, и впоследствии сумели вернуться в Россию. Всех офицеров, участвовавших в том героическом бою, наградили орденом Святого Георгия, а матросов – Георгиевскими крестами. Как это ни удивительно, но история «Варяга» на этом не заканчивается!
Уже весной 1904 года японцы стали предпринимать попытки поднять судно, затонувшее на глубине всего 20 метров (в период отлива один из его бортов становился виден над поверхностью моря). Узнав о планах восстановления затопленного крейсера, наместник на Дальнем Востоке генерал-адъютант Алексеев заявил о необходимости срочно взорвать «Варяг». Однако, данное предложение так и не было реализовано, а после Цусимского сражения (27 мая 1905 года) японцы с удвоенной энергией возобновили работы по подъему крейсера. После того, как водолазы заделали все отверстия в корпусе «Варяга», началась откачка воды с помощью помп. Наконец, 8 августа 1905 года крейсер оторвался от морского дна и всплыл. Еще несколько месяцев японские механики восстанавливали машинное отделение, после чего в октябре того же года «Варяг» своим ходом ушел в порт Сасебо, после чего на долгие 12 лет он стал японским крейсером «Сойя» (к слову, это название самой северной территории Японии на острове Хоккайдо).
Но и ЭТО еще не ВСЕ. После войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило его капитана В. Ф. Руднева орденом Восходящего солнца (это старейшая награда Японии, вручаемая как за гражданские, так и за военные заслуги). Отдавая дань подвигу русских моряков, японцы по личному решению императора Муцихито оставили на корме название «Варягъ». Новобранцам капитан судна объявлял о том, что они будут служить на русском корабле, который сразился с целой эскадрой, а его экипаж отказался сдаваться в плен.
В 1916 году российское правительство выкупило крейсер у Японии (эта страна выступила в первую войну на стороне Англии, Франции и России). Весной следующего года «Варяг» под прежним именем ушел на капитальный ремонт в английский порт Ливерпуль, где его и застала Октябрьская революция. Вскоре военно-морской атташе России (не путать с РСФСР, не признанной английским правительством!) продал «Варяг» на слом частному владельцу. При буксировке через Ирландское море крейсер выбросило на камни неподалеку от города Лендалфут. Лишь спустя шесть лет, в 1925 году, его полуразрушенный штормами остов местные жители распилили на металлолом…