1. Космонавт Юрий Гагарин. ЛЕТЧИК МОРСКОЙ АВИАЦИИ
В 1955 году Ю.А. Гагарин был призван в Советскую армию и направлен в город Чкалов (ныне Оренбург) в военное авиационное училище лётчиков. В училище Гагарина назначили помощником командира взвода. Из-за высокой требовательности несколько подчинённых однажды избили Юрия, из-за чего тот месяц провёл в госпитале. Однако, после этого сержант Гагарин нисколько не снизил требовательности ни к себе, ни к товарищам.
Во время учёбы курсант Гагарин по всем дисциплинам имел самые высокие оценки, но никак не мог освоить грамотную посадку - самолёт всё время клевал носом. Руководство училища приняло решение о его отчислении. Приказ не подписывали, потому что Юрий уверял, что без неба не может жить. В последний момент начальник училища обратил внимание на маленький рост Гагарина, в связи с чем меняется угол обзора и снижается чувство земли. Курсанту подложили на пилотское кресло толстую подкладку, после чего тот справился с заданием. В октябре 1957 года Юрий Алексеевич с отличием окончил училище.
В течение двух лет он служил в Луостари (Мурманская область) в 122-й авиадивизии Северного флота. К октябрю 1959 года налетал на МиГ-15бис в общей сложности 265 часов. Поскольку Гагарин являлся лётчиком морской авиации, он носил флотскую форму одежды, звания и знаки различия. К счастью, сохранились многочисленные фотографии, на которых Юрий Алексеевич одет в положенный ему флотский чёрный мундир без петлиц, но с эмблемами лётного состава.
В 1959-м Юрий Гагарин написал рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Специальная медкомиссия признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. Отбор 20 членов первого отряда космонавтов СССР проводился на основании целого ряда параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность и, конечно же, членство в КПСС.
Спуск «Востока-1» происходил по баллистической траектории, то есть с 10-кратными перегрузками, к которым лётчик Гагарин был готов. Космонавт должен был катапультироваться, после чего приземляться на парашюте отдельно от спускаемого аппарата (этот факт скрывался в течение многих лет). Ещё одной проблемой было место посадки - Гагарин рисковал угодить в ледяную воду Волги. Управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в полутора километрах от берега.
После своего исторического полёта Юрий Гагарин оставался членом отряда космонавтов, в частности именно он был дублёром Владимира Комарова, который погиб в 1967-м при аварийной посадке корабля «Союз-1». 27 марта 1968 года полковник Ю.А. Гагарин разбился, выполняя полёт на истребителе МиГ-15 в паре с опытным инструктором полковником В.С. Серёгиным. Ни одна из 12 версий этой катастрофы так и не получила 100-процентного подтверждения по той простой причине, что на самолёте отсутствовал «чёрный ящик». Останки обоих лётчиков были кремированы, а урны с прахом захоронены в Кремлёвской стене.
2. Оружейник Михаил Калашников. ТАНКИСТ
Осенью 1938 года М.Т. Калашников был призван в Красную Армию в Киевский Особый военный округ. После курса младших командиров он получил специальность механика-водителя танка и служил в 12-й танковой дивизии на Западной Украине. На вооружении дивизии, помимо устаревших БТ, состояли средние танки Т-34, а также тяжёлые Т-35 и КВ-1.
Сержант Калашников впервые в бою оказался в августе 1941 года в качестве командира нового танка Т-34 и в звании старший сержант. По данным Архива Министерства обороны (справка № 6/0/44122 от 20.09.2005), 31 августа 1941 года старший сержант М.Т. Калашников получил слепое осколочное ранение в области левого плечевого сустава. Таким образом, фронтовая биография Михаила Тимофеевича продолжалась всего несколько дней…
С 1942 года Калашников работал на Центральном научно-исследовательском полигоне стрелкового и миномётного вооружения. Здесь в 1944-м он создал опытный образец самозарядного карабина, который, хотя и не пошёл в серию, частично послужил прототипом для создания автомата. После войны М.Т. Калашников начал разработку автоматического оружия под т. наз. промежуточный (т.е. мощнее пистолетного, но слабее винтовочного) патрон. Этот автомат Калашникова победил в конкурсе 1947 года и был принят на вооружение Советской Армии.
В 1948 году Михаил Тимофеевич был направлен на Ижевский мотозавод для участия в изготовлении первой опытной партии своего автомата АК-47. К 20 мая 1949 года задание было выполнено - завод изготовил 1500 автоматов, после чего их производство было перенесено на «Ижмаш». Сам создатель легендарного АК-47 был удостоен Сталинской и Ленинской премий. Он дважды Герой Социалистического труда, Герой России, кавалер высшей награды нашей страны - ордена Святого апостола Андрея Первозванного.
1956 году М.Т. Калашникову было присвоено звание техник-лейтенант, а спустя 10 лет - майор технической службы. В 1967 году он получил звание подполковника, а спустя два года полковника. В 1994 году находясь в Ижевске, Борис Ельцин торжественно вручил конструктору погоны генерал-майора, в 1999 году ему присвоили звание генерал-лейтенанта.
Михаил Тимофеевич Калашников скончался 23 декабря 2013 года на 95-м году жизни в Ижевске. Похоронен на Пантеоне Героев Федерального военного мемориального кладбища в подмосковных Мытищах.
3. Александр Маринеско. МОРЯК-ПОДВОДНИК
Он родился в Одессе, в семье бежавшего из Румынии матроса Иона Маринеску и домработницы по найму - украинки Татьяны Коваль. Во время учебы на офицера-подводника А.И. Маринеско едва не отчислили за румынское происхожение.
В августе 1942 года лодка М-96 под командованием Маринеско вышла в боевой поход по Финскому заливу, где много раз натыкалась на вражеские мины, но умелые действия командира позволили избежать взрыва. По итогам этого похода за потопление транспортного судна противника командир был награждён орденом Ленина. В ноябре 1942 года М-96 совершила ещё один боевой поход в Нарвский залив для высадки разведывательной группы.
В 1943 году Маринеско был назначен командиром крупной подводной лодки С-13. В следуюшем году экипаж лодки сумел повредить грузовой пароход «Siegfried» водоизмещением 563 т, за что командир был награждён орденом Красного Знамени.
30 января 1945 года С-13 атаковала и потопила бывший лайнер «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25 484 тонн. Он стал крупнейшим кораблём, потопленным советскими подводными лодками (и военно-морским флотом в целом), а потому советская пресса назвала этот случай «Атакой века».
10 февраля 1945 года экипаж Маринеско вновь одержал победу — на подходе к Данцигской бухте С-13 потопила шедшее в боевом охранении транспортное судно «Штойбен». Командира экипажа представили его к званию Героя Советского Союза. Однако командование понизило статус награды до ордена Красного Знамени.
В последние годы жизни Александр Иванович работал грузчиком и столяром, жил в нищете и умер в 50 лет в 1963 году. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга – неподалёку от которого находится Музей подводных сил России имени А. И. Маринеско. 5 мая 1990 года Указом Президента СССР Александру Ивановичу Маринеско посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Подробнее полная дисциплинарных проступков и противоречий жизнь А.И. Маринеско описана ЗДЕСЬ.
4. Писатель Владимир Богомолов. АРТИЛЛЕРИСТ, ФРОНТОВОЙ РАЗВЕДЧИК
С августа 1941 по июль 1943 года в Ижевске находилось в эвакуации Ленинградское краснознаменное артиллерийское техническое училище (ЛКАТУ), которое разместилось во втором корпусе Ижевского педагогического института (ныне – УдГУ). В 1943 году курсантом ЛКАТУ стал Владимир Богомолов. В то время будущий всемирно известный писатель носил фамилию Войтинский – она указана на документе о направлении молодого человека на учёбу в Ижевск. Ну, а литературный псевдоним образован от фамилии матери – Богомолец. Артиллерист, а впоследствии фронтовой разведчик форсировал Днепр, воевал на Северном Кавказе, участвовал в освобождении Тамани, Украины, Белоруссии. Награждён четырьмя боевыми орденами.
Символично, что эвакуированное в Ижевск училище располагалось во втором корпусе УдГУ, там, где находится филологический факультет. А ведь ни на здании, и внутри него до сих пор нет даже скромной мемориальной таблички о том, что в этих стенах учился автор культовых произведений о войне!
По повести Владимира Богомолова «Иван» Андрей Тарковский снял фильм «Иваново детство». А его роман «В августе 44-го» (другое название – «Момент истины») переведён на десятки языков, переиздавался более 130 раз и известен зрителям благодаря российско-белорусскому фильму 2001 года режиссёра Михаила Пташука.
Более подробно о том, что ЛКАТУ оставило после себя в Ижевске и о славном артиллерийском прошлом нашего города можно прочитать ЗДЕСЬ.
5. Политик Александр Лебедь. ОФИЦЕР ВДВ
После окончания средней школы Александр Лебедь не сразу влился в ряды «крылатой пехоты», а сначала пытался поступить то в Армавирское, то в Качинское училище лётчиков. Оба раза он не прошел медкомиссию из-за превышения допустимого роста сидя. Затем работал шлифовщиком на одном из заводов родного Новочеркасска и даже грузчиком в продовольственном магазине.
В 1969 году юноша наконец поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. После окончания учебы лейтенанта Лебедя оставили в нём командиром учебного взвода, а затем и роты. В 1981-м он был направлен в Афганистан, где командовал батальоном парашютистов. Во время войны получил осколочное ранение в ногу, рана не заживала, что стало причиной возвращения в СССР.
В 1982 году майор Лебедь поступил в Военную академию имени М.В. Фрунзе, которую спустя три года окончил с отличием. Затем служил в частях ВДВ в Рязани, Костроме, Пскове. С 1988 года командовал 106-й воздушно-десантной дивизией, с которой участвовал в боевых действиях и миротворческих акциях.
В 1992 году генерал Лебедь был назначен командующим 14-й армией, дислоцированной в Приднестровье. Его усилиями удалось прекратить Приднестровский вооружённый конфликт и гибель многих мирных людей. В ночь на 8 июня 1992 года 14-я армия уничтожила 2,5 тысячи готовых перейти в наступление молдавских и румынских военных, и это заставило стороны искать мирные пути решения конфликта.
Зимой 1994 года Лебедь разошёлся с министром обороны Павлом Грачёвым (известным по прозвищу Паша-Мерседес) во взглядах на чеченский конфликт. В следующем году, не согласившись с приказом о реорганизации 14-й армии, подал рапорт об отставке. В июне 1995-го был освобождён от занимаемой должности и досрочно уволен в звании генерал-лейтенанта в запас с правом ношения военной формы одежды.
В мае 1998 года А.И. Лебедь был избран губернатором Красноярского края, набрав во втором туре 59% голосов. Вскоре у губернатора возник конфликт с олигархами - владельцем комбината «Норильский никель» Потаниным и «Красноярский алюминиевый завод» Быковым.
Александр Иванович погиб 28 апреля 2002 года в катастрофе вертолёта Ми-8 в районе озера Ойское в Красноярском крае. Обстоятельства той катастрофы породили слухи о том, что популярного губернатора, что называется «заказали»...