17 ноября 1935 года в выступлении на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц — стахановцев Иосиф Сталин произнес свою знаменитую фразу: «Жить стало лучше, жить стало веселей». Советская творческая интеллигенция моментально откликнулась на этот запрос. Григорий Александров задумал съемки музыкальной комедии, название которой родилось во время катаний режиссера на лодке вместе с Чарли Чаплином в бухте Сан-Франциско. Чаплин в шутку предложил назвать новый фильм: «Волга-Волга». Мировой кинозвезде нравилась строчка из песни о Стеньке Разине: «Волга, Волга, мать родная…». К этому предложению Александров отнесся серьезно и действительно так и назвал свою новую комедию.
Поводом для создания сценария фильма послужила история, которая произошла с Григорием Александровым, когда он работал над своей первой самостоятельной картиной «Веселые ребята». В то время, в середине 1930-х годов, в СССР проводилось большое количество конкурсов для молодых артистов. На одном из таких смотров художественной самодеятельности режиссер познакомился с талантливой деревенской девушкой, которую ее начальство, несмотря ни на какие уговоры, не отпускало в столицу для участия в съемках. Этот случай запомнился Александрову, и он решил отразить его в своей ленте, чтобы высмеять бюрократов, мешающих своим подчиненным реализовать их творческий потенциал, и вскоре воплотил свой замысел в жизнь.
Перед тем как приступить к съемкам фильма «Волга-Волга», творческая группа создателей фильма на паровой яхте «Свияга» совершила путешествие по Москве-реке, Оке, Волге, Каме, Белой и Чусовой. Они приставали у многих городов и сел, бросали якорь и в безлюдных местах, где знакомились с самодеятельностью городов, сел и деревень, выбирали места для будущих съемок.
Этот фильм снимался в разгар Большого террора. Оператор Владимир Нильсен, снявший бо́льшую часть картины, еще до завершения съемок был арестован по обвинению в шпионаже и вскоре расстрелян. В ходе создания этой комедии летом печально известного 1937 года съемочная группа во главе с режиссером Григорием Александровым прибыла в Сарапул. Она остановилась в расположенной в самом центре города гостинице «Камские номера».
Великую русскую реку Волгу снимали вверх по течению от Сарапула – если ехать по дороге на Гольяны, то, не доезжая примерно километр до Дулесово надо повернуть направо. Там находится небольшое село Яромаска, в центре которого стоит церковь Успения Пресвятой Богородицы – считается, что именно она попала в первые кадры фильма «Волга-Волга». Долгое время эта церковь находилась в разрушенном состоянии, но 15 лет назад ее наконец отремонтировали. В комедии можно увидеть и местную липовую рощу, деревья в которой за эти годы изрядно подросли. За 80 с лишним лет берег Камы в Яромаске изменился - все это время шли процессы обрушения береговой линии. Уже после съемок фильма и выше, и ниже по течению Камы возникли Воткинское и Нижнекамское водохранилища, что привело к повышению расходов воды в летний период и уровня реки в целом…
Ну, а теперь обещанный нами рассказ о жизни сегодняшнего именинника. Будущий Герой Социалистического Труда , народный артист СССР, лауреат двух Сталинских премий I степени, кавалер трех орденов Ленина родился 23 января 1903 года. Это произошло в Екатеринбурге в семье владельца крупной гостиницы и ресторана «Сибирь» Василия Мормоненко. С 9 лет мальчик работал в Екатеринбургском оперном театре рассыльным, помощником бутафора, помощником осветителя. В 14-летнем возрасте окончил Екатеринбургскую музыкальную школу по классу скрипки. А в 16 лет вместе с Иваном Пырьевым организовал художественную самодеятельность в екатеринбургском клубе ЧК.
В 1920 году 17-летний юноша окончил режиссерские курсы рабоче-крестьянского театра. Затем около года ездил по Уралу во фронтовом театре 3-й армии РККА, позже был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора. В этой должности он контролировал репертуар кинотеатров, в том числе занимался переделкой старых фильмов, приспосабливая их под новую идеологию. Вернувшись из армии, организовывал вместе с Иваном Пырьевым детский театр. Участвовал в деятельности клуба «ХЛАМ» (Художники-Литераторы-Артисты-Музыканты).
В 1921 году вместе с Иваном Пырьевым поехал на учебу в Москву по направлению от Политотдела 3-й армии. В течение трех лет был актером Московского первого рабочего театра Пролеткульта, где познакомился с Сергеем Эйзенштейном и вместе с ним участвовал в создании нескольких спектаклей.
Григорий Александров был ассистентом Эйзенштейна на его первых фильмах «Стачка», «Броненосец «Потемкин», а также снимался в них как актер. Выступил как соавтор сценариев и сопостановщик фильмов Эйзенштейна «Октябрь» и «Старое и новое». С 1929 по 1932 год находился в творческом турне по Европе и США с целью изучения опыта зарубежного кинопроизводства. В 1932 году возвратился в СССР и снял короткометражный документальный фильм «Интернационал», прославляющий Сталина и его политику. В том же году приступил к работе над музыкальной кинокомедией «Веселые ребята». Опираясь на опыт Голливуда, построил ее на сочетании эксцентрических и цирковых трюков, приемов мюзик-холла и оперетты.
С «Веселых ребят» начался «звездный» путь актрисы Любови Орловой, композитора Исаака Дунаевского и поэта Василия Лебедева-Кумача. Песня «Марш веселых ребят», прозвучавшая в комедии, приобрела тогда широкую популярность. В 1934 году фильм был с успехом показан на Втором международном кинофестивале в Венеции. Его приобрели многие зарубежные страны (там он шел под названием «Москва смеется»).
В 1936 году снял фильм «Цирк» по пьесе Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева. В этой картине Александров усилил идеологический акцент, ставя во главу угла преимущества советского образа жизни перед западным. В финале этой оптимистической кинокартины прозвучала ставшая общенародной песня «Широка страна моя родная». Фильм был удостоен Высшей премии на Международной выставке в Париже 1937 года, а режиссер - Сталинской премии. В картине 1940 года «Светлый путь» Александров показал счастливую жизнь в СССР и широкие возможности для советского человека. Жанр музыкальной комедии продолжил и в послевоенной картине «Весна». В 1949 году снял антиамериканский политический пропагандистский фильм «Встреча на Эльбе», за который ему была присуждена вторая Сталинская премия.
Григорий Александров был трижды женат. От первого брака с актрисой Ольгой Ивановой у него был сын Дуглас, которого назвали в честь голливудского актера Дугласа Фэрбенкса - основателя и первого президента Американской академии киноискусства. На протяжении 42 лет герой нашего рассказа был женат на кинозвезде Любови Орловой. Третья жена - Галина Крылова - это вдова его единственного сына Дугласа.
Григорий Васильевич скончался 16 декабря 1983 года на 81-м году жизни в Кремлевской больнице. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Могила Григория Александрова