Сделаны в СССР: Надежда Владимировна Курченко Фото: ВК / Sergey Pivtorak
29 декабря 1950 года в Алтайском крае в селе Ново-Полтава родилась Надя Курченко. Она окончила школу-интернат в селе Понино Глазовского района Удмуртии. В ноябре 1968-го поступила на работу в Сухумский авиаотряд и до своего 18-летия работала в бухгалтерии – летать разрешалось только совершеннолетним. В самые последние дни декабря 1968 года Надежда наконец стала бортпроводницей. А через несколько месяцев в ее личном деле появилась запись: «Исключить из списка личного состава в связи со смертью, наступившей при исполнении служебных обязанностей».

В конце «бархатного сезона» - 15 октября 1970 года из приграничного города Батуми рейсом № 244 на Сухуми и Краснодар вылетел 48-местный самолет региональных авиалиний Ан-24. На его борту находилось 46 пассажиров, включая 17 женщин и одного ребенка. Отдохнувшие на Кавказе люди еще не знали о том, что в ближайшие сутки им предстояло стать свидетелями и участниками драмы связанной с первым удавшимся угоном советского воздушного судна.

Через несколько минут после взлета на высоте 800 метров двое пассажиров – литовские террористы отец и сын Бразинскасы вызвали бортпроводницу Надежду Курченко и передали записку для пилотов с требованием изменить маршрут и лететь в Турцию. Девушка бросилась в кабину и закричала: «Нападение!» Преступники кинулись за ней. «Никому не вставать! – заорал младший из угонщиков – Иначе взорвем самолет!» В этот момент в салоне прозвучали выстрелы, один из которых оборвал жизнь 19-летней девушки, у которой ровно через три месяца была назначена свадьба…

Понинский детский дом. Надя – во втором ряду в центре. Фото: udmdunne.ru

Командиру экипажа Георгию Чахракия пуля попала в позвоночник и у него отнялись ноги. Превозмогая боль, он обернулся и увидел страшную картину: Надя без движения лежала в дверях пилотской кабины и истекала кровью. Штурману Валерию Фадееву прострелили легкое, а бортмеханик Оганес Бабаян был ранен в грудь. Больше всех повезло второму пилоту Сулико Шавидзе – пуля застряла в стальной трубе в спинке его сиденья. Позади летчиков стоял Бразинскас-старший и, потрясая гранатой, выкрикивал: «Держать берег моря слева. Курс на юг. В облака не входить!»

Командир попытался обмануть террористов и посадить Ан-24 на военном аэродроме в Кобулети. Но главарь-угонщик еще раз предупредил, что взорвет машину (впоследствии выяснилось, что Бразинскас блефовал, поскольку граната была ненастоящей). Вскоре захваченный борт пересек советско-турецкую границу и оказался над аэродромом в Трабзоне. Самолет сделал круг над взлетной полосой и пустил зеленые ракеты, попросив освободить ее для экстренной посадки. Сразу после приземления угонщики сдались турецким властям. К слову, конец этих жизни этих Мразей оказался ужасным. Но это уже отдельная история…

Фото: topwar.ru

Всем пассажирам и членам экипажа угнанного Ан-24 было предложено остаться в Турции, но никто на это не согласился. На следующий день на специально присланном самолете всех людей и тело погибшей девушки вывезли в СССР. Чуть позже турки вернули и угнанный борт. После капитального ремонта самолет «Аэрофлота» под номером № 46256 с фотографией Нади Курченко в салоне еще долгое время летал в Узбекистане.

В том же, 1970 году, Надя была похоронена в центре Сухуми. Спустя 20 лет ее могила была перенесена на кладбище города Глазова, где проживали все ее родственники – мать, брат и две сестры. Надежду Курченко посмертно наградили орденом Красного знамени. Ее имя присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и малой планете в созвездии Козерога.

Фото: m.favt.gov.ru

ПОСТКРИПТУМ

Вопреки широко распространенному мнению, бортпроводница Надежда Курченко была не первым работником «Аэрофлота», погибшим в ходе захвата воздушных судов. Впервые это случилось 3 июня 1969 года, когда трое террористов пытались угнать пассажирский Ил-14, летевший из Ленинграда в Таллин – в тот день террористы убили вступившего с ними в борьбу бортмеханика.

В разных источниках данные очень сильно отличаются друг от друга. Но все же: За всю историю советской и российской гражданской авиации зафиксировано порядка ста попыток и около 30 удавшихся угонов пассажирских самолетов. В ходе этих инцидентов погибли свыше 110 пассажиров и членов экипажей, и около 20 террористов были застрелены. Это значит, что на каждого убитого угонщика в среднем приходится как минимум по 5 невинных жертв...