Знайте, каким он парнем был Фото: teachron.livejournal.com
15 декабря 1938 года в испытательном полёте трагически погиб Валерий Чкалов. Причиной катастрофы стало грубое нарушение лётчиком полётного задания.

За прошедшие с той трагедии 83 года о последнем чкаловском полете написана масса «сенсационных» статей. Суть подавляющего большинства публикаций сводится к тому, что отважного летчика погубили вездесущие чекисты. Однако, более внимательное изучение воспоминаний непосредственных свидетелей этой трагедии позволяет несколько по-новому взглянуть на неё.

Много раз писалось о том, что перед первым испытательным полетом на истребителе И-180 были убраны лобовые жалюзи и поэтому на 25-градусном морозе его двигатель якобы обязательно должен был переохладиться. В действительности, убранные жалюзи вовсе не свидетельствуют о наличии заговора, поскольку данное распоряжение отдал… генеральный конструктор самолета Николай Поликарпов. Все дело в том, что вместо задержанного с заводом-изготовителем пропеллера ВИШ-23Е, Поликарпов решили временно установить на нем однотипный винт ВИШ-3Е. Эта замена привела к тому, что мотор работал на повышенных оборотах и перегревался, а снятые жалюзи как раз и позволяли уменьшить опасный перегрев!

1/1
Фото: gunsfriend.ru

Еще одним «доказательством» чьей-то диверсии считается то, что на испытуемом самолете не убирались шасси. Они на самом деле не убирались, а потому обтекаемость истребителя сильно ухудшилась, и это действительно помешало Чкалову дотянуть до взлетной полосы аэродрома. Однако, и здесь есть одно «но». Программой первого дня испытаний И-180 предусматривалось, что полет от начала и до конца будет проходить именно в таком режиме. В полетном задании В. П. Чкалову было черным по белому записано: «Два круга над аэродромом на высоте 600 метров без уборки шасси…»

Так что же действительно произошло 15 декабря 1938 года на Центральном аэродроме города Москвы, располагавшемся на территории печально известного Ходынского поля? Самолет сделал один круг над летным полем, а затем ушел далеко за границы Ходынки, пролетев над ближней дачей Сталина (напомним, что испытания И-180 проходили в канун дня рождения вождя и первый полет был своеобразным подарком для него). Кроме того, вместо предписанной высоты в 600 метров во втором круге Чкалов набрал 2000 метров, что являлось еще одним грубейшим нарушением полетного задания.

Фото: liveinternet.ru

Наконец, пилот зашел на посадку и, сбросив обороты двигателя, стал издали снижаться на полосу. Поняв, что с выпущенными шасси, самолет слишком быстро теряет высоту, Чкалов прибавил «газу», переведя мотор во взлетный режим, но тот не слушался летчика – стал «чихать» и вскоре заглох. Летчик боролся за жизнь экспериментальной машины и пытался дотянуть до аэродрома с неработающим двигателем. Во время аварийной посадки И-180 врезался в опору линии электропередачи. От страшного удара пилота вместе с креслом выбросило из кабины на расстояние 15 метров. По разным свидетельствам после этого он прожил от 40 минут до двух часов и умер в страшных мучениях в Боткинской больнице Москвы.

Спору нет – во время самого первого вылета И-180, как и многие другие машины, действительно имел множество недоработок, но ни одна из них напрямую не вела к катастрофе. Если кто-то действительно и пытался убить Чкалова, подстроив аварию именно в этом полете, то он сделал это дело из рук вон плохо. Потому что все органы управления самолета до последней секунды были исправны и при четком выполнении полетного задания (даже в случае отказа мотора) пилоту гарантировалась посадка на аэродроме…

Фото: bibliosokol.ru

Валерий Чкалов погиб совсем молодым – ему было всего 34 года. Точно в таком же возрасте погибли известный лётчик-испытатель Григорий Бахчиванджи и лётчик-космонавт №1 Юрий Гагарин. К слову, последний стал дипломированным авиатором в городе Чкалове (с 1938 по 1957 год Оренбург носил имя героя нашего сегодняшнего рассказа).

Урна с прахом Валерия Чкалова установлена в Кремлевской стене. В настоящее время память об этом человеке увековечена в названиях двух авиационных заводов, трех городов, многих морских судов, школ и т.д. Улицы имени Чкалова можно встретить во всех городах России и ближнего зарубежья. Есть улица с таким названием и памятник этому человеку в американском городе Ванкувере, где в 1937-м экипаж Валерия Павловича совершил посадку по окончании первого в истории перелета через Северный полюс. Но эта героическая и не менее увлекательная история требует отдельного рассказа…

1/2
Фото: krisandr.livejournal.com
2/2
Фото: commons.wikimedia.org