В канун очередного Рождества директор Лондонского Королевского музея сэр Генри Коул задумал удивить свих близких оригинальным поздравлением. Для этого он попросил своего знакомого художника нарисовать на картоне рисунок, который можно было бы отправить по почте. Художник решил сделать карточку размером 12 на 7 сантиметров, на которую он поместил семью сэра Генри Коула за рождественским столом, а по бокам расположил картинки, рассказывающие о добропорядочности этого английского семейства. Изображение дополняла звучная подпись «Веселого Рождества и счастливого Нового года!»
Открытка имела бешеный успех, а потому все получившие её родственники Коулов с гордостью демонстрировали это нововведение окружающим людям. Впрочем, завистникам работа художника показалась излишне фривольной: его упрекали в том, что он изобразил семейство с бокалами в руках (к тому времени распитие спиртного на Рождество ещё не вошло в моду). Но, несмотря на это, интерес к первой рождественской открытке не ослабевал. Это натолкнуло Коулов на мысль, что продажа подобных открыток может принести неплохой доход. С оригинала произведения была отпечатана тысяча копий, и за каждый из них было выручено по шиллингу – в то время это были огромные деньги! Из этого тысячного тиража до наших дней сохранились всего 12 открыток. За короткое время новый вид почтовых отправлений приобрёл в странах Запада характер эпидемии: Успех рождественских открыток превзошел все ожидания, но имел и оборотную сторону. Британская почтовая служба буквально взбунтовалась, задыхаясь под массой красочной поздравительной продукции.
Уже в 1850 году предприимчивые американцы наладили собственное производство рождественских открыток. Уже на самой первой из них был изображён нагруженный подарками Санта Клаус с ёлкой в руках. По открыткам можно проследить, как изменялся облик Санта-Клауса с годами. Сначала он был облачён в коричневую шубу, позже - в фиолетовое, зелёное или синее пальто. К началу ХХ века Санта вдруг «переоделся» в красную курточку и в таком виде сохранился до наших дней. На протяжении последних 120 лет именно красный является непременным атрибутом любого Рождества. На этот праздник принято зажигать красные свечи, украшать ёлки красными шарами и звездами. Жители США отправляют друг другу рождественские открытки непременно в ярко-красных конвертах. Лбопытно, что для каждого праздника открытки и конверты там имеют свой особый цвет: День святого Валентина – малиновый, Хэллуин - оранжевый, День рождения получателя – синий, День Святого Патрика - зелёный и. т.д.
В России, первые рождественские открытки были выпущены Петербургским комитетом Красного Креста с благотворительной целью – собранные средства шли на содержание одной из больниц и курсов сестёр милосердия. После 1917 года выпуск поздравительных открыток «как предмета быта буржуазного общества» был полностью прекращён. В СССР впервые такую карточку небольшим тиражом отпечатали в декабре 1939 года. Но поздравляла она, конечно же, не с Рождеством, а с Новым 1940 годом. Любопытно, что в годы Великой Отечественной войны даже поздравительные открытки стали элементами массовой патриотической пропаганды.
Что касается собственно рождественских открыток, россияне снова увидели их в свободной продаже только в 1991 году, но в то время они ещё очень мало отличались от привычных своветским людям новогодних почтовых карточек. Как известно, в декабре 1990-го Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём. Понедельник 7 января 1991 года впервые в постсоветский период был нерабочим. В настоящее время Рождество является частью продолжительных «Новогодних каникул», которые начинаются с кануна Нового года и продолжаются вплоть до Рождества. Впрочем, история становления этого праздника и его продление до 10-дневных каникул вполне заслуживают нашего отдельного рассказа…