О том, как сжатая пружина ударила своего сжимателя
5 декабря 1941 года началось долгожданное контрнаступление Красной Армии под Москвой.

В 22 часа по Московскому времени 12 декабря 1941 года была передана сводка Совинформбюро:

- Войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери.

Фото: fishki.net

В канун 25-й годовщины со дня начала контрнаступления РККА в 1966 году в Москве был торжественно захоронен прах Неизвестного Солдата. Его останки были перенесены из братской могилы, обнаруженной в ходе строительных работ в Московской области на 41-м километре Ленинградского шоссе. Выбор остановили на останках воина в хорошо сохранившейся советской форме. Документов при бойце не было, а значит, прах его был по-настоящему безымянным. На орудийном лафете останки неизвестного солдата доставили в Москву. В то утро улица Горького, по которой двигался кортеж, была заполнена людьми. Последние метры до места захоронения в Александровском саду гроб с прахом несли видные партийные деятели и маршал Советского Союза Константин Рокоссовский. Другой маршал – Георгий Жуков, памятник которому впоследствии установят неподалеку от этого места, такой чести не удостоился, поскольку он тогда находился в опале.

Фото: photos.rg.ru

8 мая 1967 года на месте захоронения зажгут вечный огонь и откроют мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» - это бронзовая композиция в виде солдатской каски и лавровой ветви, которые лежат на боевом знамени. А 12 декабря 1997 года сюда перенесут «Пост номер один» почётного караула (ранее он находился у Мавзолея В. И. Ленина).

1/1
Фото: mosday.ru

Но вернёмся к дате, которую мы поставили в подзаголовок данного материала. Вот что в эти дни написал в своем дневнике командующий группы армий «Центр» генерал-фельдмаршал Фёдор фон Бок:

- Наступление представляется не имеющим ни цели, ни смысла, поскольку очень близко придвинулся тот момент, когда силы будут исчерпаны полностью. В ошеломляюще короткий срок русский снова поставил на ноги разгромленные дивизии, бросил на угрожаемые участки фронта новые – из Сибири, Ирана, с Кавказа и стремится заменить свою потерянную артиллерию множеством ракетных орудий.

Прим: Об оккупации Ирана войсками Красной Армии в августе 1941 года подробно говорится ЗДЕСЬ.

Фото: waralbum.ru

А вот ещё одно свидетельство эпохи. Это письмо немецкого солдата Вильгельма Эльмана. Он написал его своей подруге, но отправил не почтой, а через своего комиссованного по ранению друга:

- Пишу это письмо в крестьянской хате, все мои товарищи спят, а я несу службу. На улице страшный холод, русская зима вступила в свои права. Немецкие солдаты очень плохо одеты, мы носим в этот ужасный мороз пилотки и всё обмундирование у нас летнее. Каждый день приносит нам большие жертвы, а конца войны всё не видно и, наверное, не видать мне его. Я не знаю, что со мной будет завтра, я уже потерял все надежды возвратиться домой и остаться в живых. Я думаю, каждый немецкий солдат найдёт себе здесь могилу. Эти снежные бури и необъятные поля, занесённые снегом, наводят на меня смертельный ужас. Русских победить невозможно.

Фото: nn.ru

Нет, сегодня мы не станем утомлять читателей сводкой боевых действий декабря далёкого 1941 года. Для нас гораздо важнее тот факт, что именно под Москвой вермахт впервые в своей истории потерпел поражение и начал отступать. Но, как известно, при жизни Иосифа Сталина Москва не вошла в число первых Городов-героев СССР. В 1945 году это почетное звание он присвоил Ленинграду, Одессе, Севастополю и Сталинграду. Затем в 1961 году Звезду героя получил город Киев. И лишь в 1965-м, в канун празднования 20-летия Победы такой чести, наконец удостоились Брестская крепость и Москва…

Фото: infourok.ru