В 22 часа по Московскому времени 12 декабря 1941 года была передана сводка Совинформбюро:
- Войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери.
В канун 25-й годовщины со дня начала контрнаступления РККА в 1966 году в Москве был торжественно захоронен прах Неизвестного Солдата. Его останки были перенесены из братской могилы, обнаруженной в ходе строительных работ в Московской области на 41-м километре Ленинградского шоссе. Выбор остановили на останках воина в хорошо сохранившейся советской форме. Документов при бойце не было, а значит, прах его был по-настоящему безымянным. На орудийном лафете останки неизвестного солдата доставили в Москву. В то утро улица Горького, по которой двигался кортеж, была заполнена людьми. Последние метры до места захоронения в Александровском саду гроб с прахом несли видные партийные деятели и маршал Советского Союза Константин Рокоссовский. Другой маршал – Георгий Жуков, памятник которому впоследствии установят неподалеку от этого места, такой чести не удостоился, поскольку он тогда находился в опале.
8 мая 1967 года на месте захоронения зажгут вечный огонь и откроют мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» - это бронзовая композиция в виде солдатской каски и лавровой ветви, которые лежат на боевом знамени. А 12 декабря 1997 года сюда перенесут «Пост номер один» почётного караула (ранее он находился у Мавзолея В. И. Ленина).
Но вернёмся к дате, которую мы поставили в подзаголовок данного материала. Вот что в эти дни написал в своем дневнике командующий группы армий «Центр» генерал-фельдмаршал Фёдор фон Бок:
- Наступление представляется не имеющим ни цели, ни смысла, поскольку очень близко придвинулся тот момент, когда силы будут исчерпаны полностью. В ошеломляюще короткий срок русский снова поставил на ноги разгромленные дивизии, бросил на угрожаемые участки фронта новые – из Сибири, Ирана, с Кавказа и стремится заменить свою потерянную артиллерию множеством ракетных орудий.
Прим: Об оккупации Ирана войсками Красной Армии в августе 1941 года подробно говорится ЗДЕСЬ.
А вот ещё одно свидетельство эпохи. Это письмо немецкого солдата Вильгельма Эльмана. Он написал его своей подруге, но отправил не почтой, а через своего комиссованного по ранению друга:
- Пишу это письмо в крестьянской хате, все мои товарищи спят, а я несу службу. На улице страшный холод, русская зима вступила в свои права. Немецкие солдаты очень плохо одеты, мы носим в этот ужасный мороз пилотки и всё обмундирование у нас летнее. Каждый день приносит нам большие жертвы, а конца войны всё не видно и, наверное, не видать мне его. Я не знаю, что со мной будет завтра, я уже потерял все надежды возвратиться домой и остаться в живых. Я думаю, каждый немецкий солдат найдёт себе здесь могилу. Эти снежные бури и необъятные поля, занесённые снегом, наводят на меня смертельный ужас. Русских победить невозможно.
Нет, сегодня мы не станем утомлять читателей сводкой боевых действий декабря далёкого 1941 года. Для нас гораздо важнее тот факт, что именно под Москвой вермахт впервые в своей истории потерпел поражение и начал отступать. Но, как известно, при жизни Иосифа Сталина Москва не вошла в число первых Городов-героев СССР. В 1945 году это почетное звание он присвоил Ленинграду, Одессе, Севастополю и Сталинграду. Затем в 1961 году Звезду героя получил город Киев. И лишь в 1965-м, в канун празднования 20-летия Победы такой чести, наконец удостоились Брестская крепость и Москва…