Сергей Миронович Киров (настоящая фамилия – Костриков) родился 15 (по Новому стилю – 27) марта 1886 года в городке Уржум Вятской губернии. Мальчик рано остался без родителей и рос в приюте для сирот. После окончания Казанского технического училища в 1904 году он начал работать чертежником в городской управе Томска и учиться на подготовительных курсах местного технологического института. Так же, в Томске, в конце 1904 года юноша вступил в РСДРП[б] и получил партийный псевдоним - Серж. А уже в 1909 году молодой человек переехал во Владикавказ, где «переобулся» и стал сотрудником кадетской газеты «Терек», печатаясь под псевдонимом Сергей Миронов. Его новый псевдоним «Киров» - по имени великого персидского царя Кира - также впервые появился в этой кадетской газете.
Согласно официальной советской версии, Киров всегда был убежденным ленинцем. Однако факты говорят о том, что он сотрудничал то с кадетами, то с меньшевиками, затем поддерживал Временное правительство и только после Октябрьского переворота 1917 года окончательно встал на сторону большевиков. Киров был в числе тех, кто в силу своей политической беспринципности особенно верно служили Сталину. В ходе выборов ЦК на XVII съезде партии И.В. Сталин получил больше всего голосов «против», тогда как секретарь Ленинградского обкома С.М. Киров вошел в тройку избранных почти единогласно. С этого момента дальнейшая судьба Сергея Мироновича была практически предрешена…
История убийства, совершенного 1 декабря 1934 года в коридоре Смольного, изобилует массой темных пятен. Убийцу, которого звали Леонид Николаев, ранее задержали с оружием, но затем отпустили. Киров приехал в Смольный для разговора с высокопоставленным сотрудником НКВД, который на встречу почему-то не явился. Личного охранника Кирова какие-то люди отвлекли в коридоре, и Сергей Миронович остался с убийцей один на один. Канонические картинки об этом преступлении не имеют ничего общего в реальностью - Николаев догнал свою жертву и выстрелил в затылок…
Уже на следующий день тот самый охранник погиб в автокатастрофе, а самого убийцу расстреляли уже через час после вынесения приговора. Через несколько часов после убийства было официально заявлено, что Киров стал жертвой заговорщиков — врагов народа, в тот же день было принято постановление «О внесении изменений в действующие УПК союзных республик»: «Следственным властям - вести дела обвиняемых в подготовке или совершении террористических актов ускоренным порядком. Судебным органам — не задерживать исполнение приговоров…» Таким образом, убийство С.М. Кирова послужило поводом для начала массовых политических репрессий в СССР, которые продолжались с декабря 1934 по март 1953 года. Маховик репрессий затих лишь со смертью товарища Сталина. Однако историки до сих пор не могут назвать хотя бы примерное число репрессированных - в разных источниках оно варьируется от 2,6 до 22 миллионов человек…
Генерал НКВД-НКГБ Павел Судоплатов в своих мемуарах писал: «От своей жены, которая в 1933-1935 годах работала в НКВД в секретном политическом отделе, занимавшемся вопросами идеологии и культуры, я узнал, что Сергей Миронович очень любил женщин и у него было много любовниц как в Большом театре, так и в Ленинградском. После убийства Кирова отдел НКВД подробно выяснял интимные отношения Сергея Мироновича с артистками. Мильда Драуле (жена Леонида Николаева – ред.) прислуживала на некоторых кировских вечеринках. Эта молодая привлекательная женщина также была одной из его «подружек».
Отметим также, что вся семья Леонида Николаева, а также Мильда Драуле, ее мать, сестра и муж сестры - все были расстреляны через несколько месяцев после убийства С.М. Кирова.