22 ноября 1941 года начала действовать проложенная между Ленинградом и Большой землей «Дорога жизни». Этот 80-километровый путь на протяжении 30 километров проходил по льду Ладожского озера.
Большинство нынешних россиян ошибочно полагают, что грузовики доставляли продовольствие по льду Ладоги непосредственно в осажденный немцами и финнами Ленинград. На самом деле, машинами грузы везли таким образом по ледовой трассе только до железнодорожной станции «Ладожское озеро». Далее после перегрузки в вагоны по Ириновской ж/д-ветке им предстоял ещё 50-километровый путь на Финляндский вокзал города. Точно такая же 80-километровая дорога, только в обратном направлении, предстояла тем, кто сумел получить заветный пропуск на эвакуацию из Ленинграда на Большую землю. Несколько памятников увековечили Подвиг железнодорожников и водителей – и те, и другие перевозили грузы по страшному пути под бомбёжками и обстрелами. А шофёры делали это, оставляя левую дверцу кабины постоянно открытой, в надежде успеть выскочить из провалившейся в воду машины…
В первую блокадную зиму эта дорога, соединившая Ленинград с Большой землей, просуществовала 152 дня и до последней возможности по ней шли машины с продовольствием. В общей сложности по Дороге жизни из города по разным оценкам эвакуировали от 640 тысяч до 1,2 миллиона человек (в первую очредь - детей). По этой трассе в Ленинград доставили от 462 тысяч до 1,5 миллиона тонн грузов, из которых большая часть приходилась на продовольствие (мука, сахар, сушеный картофель, концентраты). На дороге одновременно несли службу до 19 тысяч человек, включая 350 девушек-регулировщиц. По ледовой трассе курсировали 4053 грузовых автомобиля, более 1000 из которых было потеряно в результате бомбёжек, обстрелов и провалов под лёд. Это значит, что каждый 4-й грузовик не вернулся из рейса.
Мало кто сейчас помнит и том, что через Ладожское озеро помимо автомобильной была проложена еще и железная дорога. Дело в том, что зима 1942-1943 годов оказалась неожиданно мягкой. В начале зимы у берегов лед был тонок и слаб, а в середине озера его вовсе не обнаруживалось. Позднее, когда Ладога всё-таки замерзла, огромные ледяные поля взламывались штормами. Снабжение Ленинграда оказалось под угрозой. Тогда-то и родилось необычайное, дерзкое решение: проложить через Ладогу свайно-ледовую железную дорогу. Под самым носом у немцев предстояло вбить в дно озера 32 тысячи свай, установить рельсы и пустить поезда.
Фото: www.art-helicon.ru
Установка свай была практически закончена, но 18 января 1943 года наши войска частично прорвали блокаду Ленинграда (до полного снятия блокады оставался еще целый год) и освободили город Шлиссельбург, расположенный на южном берегу Ладоги. Надобность в завершении стройки отпала, так как поезда теперь можно было пустить по суше. Но необходимо было уложить 25 километров рельсов и соорудить в Шлиссельбурге мост через Неву. Этот путь, названный «Дорогой победы», построили за 17 дней. А мост длиной 1300 метров был создан в немыслимый даже для военного времени срок – всего за 11 суток!
Фото: topdialog.ru
Датой полного окончания Ленинградской блокады стало 27 января 1944 года, когда от врага была давно освобождена почти вся оккупированная территория РСФСР. В очередную годовщину этого события мы посвятим трагической теме Ленинградской Блокады отдельную публикацию.
Фото: reddit.com