В качестве корреспондента газеты «Правда» писатель Борис Полевой (настоящая фамилия – Кампов) освещал работу Нюрнбергского трибунала. Там бывший министр германской авиации Геринг сказал: «Мы были уверены в своей победе. Наполеон совершил ошибку. Мы ее повторили. Это не преступление, это – рок».
Эти слова очень взволновали Бориса Николаевича. Ему сразу вспомнилась встреча на одном из фронтовых аэродромов с безногим летчиком Алексеем Маресьевым, о котором он давно хотел, но так и не нашел времени написать хотя бы газетный очерк. Писатель мысленно возразил шефу Люфтваффе: «Вот он, ЭТОТ «РОК», который решил исход войны и бросил вас на скамью подсудимых, Герман Вильгельм Геринг!»…
Международный военный трибунал проходил в городе Нюрнберге и продолжался до 1 октября 1946 года. Помимо Геринга суду были преданы высшие государственные и военные деятели фашистской Германии: Гесс, фон Риббентроп, Кейтель, Розенберг, Борман и другие. Всем им было предъявлено обвинение в совершении тягчайших военных преступлений против мира и человечности: убийство военнопленных и гражданского населения, жестокое обращение с ними, разграбление собственности, установление системы рабского труда. Также ставился вопрос о признании преступными руководящих организаций фашистской Германии.
Нюрнбергский процесс стал первым в истории международным судом, признавшим агрессию тягчайшим уголовным преступлением. Государственных деятелей Германии, виновных в подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, а также истреблении миллионов человек, этот суд признал уголовными преступниками. Обвинение впервые ввело в официальный оборот новый термин - «геноцид».
Выбор Нюрнберга как места проведения трибунала был отнюдь не случайным. Дело в том, что именно этот город являлся идеологическим центром нацизма. В 1927 году в Нюрнберге состоялся первый съезд Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП). Главным местом действия была расположенная на окраине города площадь, вмещавшая до 150 тысяч человек. В этом районе должен был быть создан грандиозный комплекс, предназначенный для проведения партийных съездов. Выстроенные там колоссальные постройки засняты в фильме Лени Рифеншталь «Триумф воли» и других. В 1938 году здесь же прошел грандиозный (и последний) партийный съезд нацистов, в котором участвовало около миллиона (!) человек.
Первоначально американцы предполагали провести судебный процесс в оперном театре Нюрнберга, но европейским коллегам удалось отговорить их от этой «явно плохой идеи». В конце концов, для проведения трибунала было выбрано здание Дворца юстиции. Американские военные отремонтировали дворец, протянув в нем 200 километров телефонных проводов и установив телеграфное оборудование, которое позволяло 300 работавшим на процессе журналистам передавать сообщения по всему миру.
Судебное разбирательство велось одновременно на четырёх языках: немецком, русском, французском и английском. Для этого был использован новый метод - синхронный перевод, когда каждый находящийся в зале мог переключаться на одну из четырех одновременных трансляций. Переводчики работали в три бригады по 12 человек: пока одна работала в течение полуторачасовой смены, другая группа отдыхала в специальной комнате в здании суда, продолжая следить за процессом, а третья на этот день - получала выходной.
1 октября 1946 года закончилось оглашение приговора. Все подсудимые, кроме троих, были признаны виновными в предъявленных обвинениях и приговорены: часть - к смертной казни через повешение, другие - к пожизненному заключению. Лишь единицы получили сроки от 10 до 20 лет тюрьмы. Трибунал признал преступными организациями СС, гестапо, СД и руководящий состав нацистской партии. Ходатайства осужденных о помиловании были отклонены Контрольным советом, и в ночь на 16 октября 1946 года приговор о смертной казни был приведен в исполнение (однако, Геринг успел покончить с собой). Суды над военными преступниками меньшей величины продолжались в Нюрнберге вплоть до 1950-х годов, но уже в американском суде.
Любопытно, что многие советские участники Нюрнбергского процесса были репрессированы. Так, Лозовский и другие члены Еврейского антифашистского комитета были расстреляны. Абакумов также был расстрелян по обвинению в госизмене. В ходе «борьбы с космополитизмом» в заключении оказались Шейнин и Райхман. Судья Никитченко тоже попал под следствие - в том числе и в связи с обвинениями в неподобающем поведении в Нюрнберге. Профессор Трайнин смог избежать репрессий - его дело было закрыто в связи со смертью Сталина. В 1954 году при не вполне ясных обстоятельствах умер и прокурор Вышинский.
…Задуманную на Нюрнбергском процессе самую главную книгу своей жизни Борис Полевой написал на одном дыхании - всего за 19 дней. «Повесть о настоящем человеке» вышла в свет в журнале «Октябрь» и труд писателя сразу был отмечен самой престижной из всех существовавших в то время - Сталинской премией. В общей сложности эта книга вышла многомиллионными тиражами на всех титульных языках мира - только в СССР повесть насчитывает около 130 изданий! Но, как принято говорить в таких случаях, - это уже совсем другая история. И о ней мы тоже постараемся вам рассказать.