Как известно, из-за любви к замужней даме по имени Констанция, д’Артаньян отправился в Лондон, а также уговорил своих троих друзей составить ему компанию. Герои бессметроного романа Александра Дюма планировали достичь цели через порты Кале (Франция) и Дувр (Англия). Однако, по пути остальные мушкетеры «сходят с дистанции» и до финиша добирается лишь один д’Артаньян. Остается добавить, что в то далекое время подобное путешествие из Парижа в Лондон на лошадях и на корабле занимало около суток…
Надо сказать, что пассажирское сообщение под землей могло связать Британию с Европой еще лет 200 назад, однако власти островного государства упорно тормозили проект, опасаясь военного вторжения. В 1963 году Великобритания и Франция наконец достигли принципиальной договоренности о строительстве тоннеля под проливом Ла-Манш.
Начало работ очень долго откладывалось, и только в 1986 году был подписан документ о совместной реализации проекта. Он предусматривал прокладку тоннеля в водонепроницаемой породе на глубине 40-50 метров под дном пролива. Было решено соединить тоннелем французский город Кале с британским Фокстоном. Таким образом, порт Дувр, в который на протяжении многих веков причаливали корабли из Франции, остался несколько в стороне от данной артерии (см. схему внизу).
Британцы начали прокладку тоннеля со своего берега 15 декабря 1987 года, а французы приступили к проходке 28 февраля 1988 года. Проходкой занимались машины, в головной части которых располагался 8-метровый вращающийся диск с вольфрамовыми резцами для измельчения породы. Ковш загружал выбуренную породу на конвейер, который отправлял ее на грузовой поезд и тот уже вывозил грунт на поверхность.
Вследствие различной конструкции машин и условий работы британские проходческие машины в среднем прорывали по 150 метров в неделю, тогда как французские – лишь по 110 метров. В общей сложности строители извлекли из-под Ла-Манша свыше 8 млн м³ грунта. Наконец, 1 декабря 1990 года проходчики двух стран – британец Грэм Фэгг и француз Филипп Козетт встретились в намеченной заранее точке под дном Ла-Манша в 22,3 км от британского берега и в 15,6 км от французского.
Официальное открытие тоннеля состоялось еще 6 мая 1994 года - в тот день первыми на поезде под Ла-Маншем проехали президент Франции Франсуа Миттеран и королева Англии Елизавета II. Затем в июне по тоннелю прошел первый грузовой поезд - на нем в Европу доставили машины британских марок, предназначенные для итальянских покупателей. В полном объеме эксплуатация Евротоннеля началась лишь 14 ноября 1994 года.
Сегодня эта магистраль позволяет добраться из Парижа в Лондон за 2 часа 15 минут. По территории Франции и Великобритании поезда идут со скоростью 300 км/час, однако в туннеле снижают скорость до 160 км/час. Собственно подземный путь диной 50,5 километров состоит из трех тоннелей - двух основных, имеющих рельсы для движения поездов, и одного небольшого служебного тоннеля. Ежедневно по этой линии курсируют поезда четырех типов - от грузовых до высокоскоростных пассажирских, которые преодолевают тоннель за 20-35 минут. Ежегодно через данную артерию проезжает до 9 млн пассажиров и более 3 млн различных транспортных средств.
Любопытно, что, несмотря на более чем внушительный трафик, данное сооружение до сих пор не окупилось. Смета его строительства превысила первоначальную стоимость вдвое и составила почти 10 миллиардов фунтов, причем в первый год эксплуатации тоннеля убытки составили около 1 миллиарда фунтов. А еще то, что в Евротоннеле действует левостороннее движение (см. фото в самом верху и схему внизу), то есть, поезда идут так, как ездят автомобили на территории Великобритании. Видимо, это «плата» за то, что в свое время из двух вариантов написания названия англо-французского сверхзвукового самолета «Конкорд» компаньоны выбрали французский спеллинг («Concorde»). Но это уже совсем другая история, которую мы с удовольствием расскажем вам 26 ноября…