Невероятное путешествие из Петербурга в Москву Фото: ru.kinorium.com
(1) 13 ноября 1851 года открылось пассажирское движение по железной дороге из Петербурга в Москву. Она стала первой в России двухпутной дорогой и первой магистралью, построенной по русскому стандарту ЖД колеи (расстояния между рельсами).

Начнем с того, что 645-километровая железная дорога из Петербурга в Москву стала уже третьей в России. Первой в 1838 году была построена 27-километровая Царскосельская дорога от Петербурга до Павловска – ее соорудили по английскому стандарту колеи – 1829 мм. Второй в 1848 году стала магистраль от Варшавы (в то время это был российский город) до границы с Австро-Венгрией. Эта дорога имела «европейскую» колею шириной 1435 мм. В отличие от них, Петербургско-Московскую дорогу решили строить по собственному «русскому» стандарту (1524 мм) для того, чтобы вражеские эшелоны (паровозы и вагоны) не могли проникнуть вглубь российской территории. Невероятно, но факт: 80% железнодорожной сети «РЖД» была построена еще до революции. Последующие 100 лет россияне почти все новые дороги строили …за пределами России…

Изначально все материалы для Петербургско-Московской дороги должны были быть российского производства. Но русские промышленники не выполнили взятые на себя обязательства, и в результате на стройку было поставлено менее тысячи тонн рельс российского производства, а остальные 78 тысяч тонн пришлось закупать за рубежом. Зато еловые непропитанные шпалы длиной 2,7 м были полностью отечественными - их было уложено около 1,6 миллиона штук. Торги на поставку шпал для этой дороги выиграли некие Громов и Скрябин по цене 1 рубль 50 копеек за штуку, которые сами они закупали от 27 до 70 копеек за единицу.

1/3
Фото: gako.archives.kurganobl.ru
2/3
Фото: foto-history.livejournal.com
3/3
Фото: m.fishki.net

Наибольшее число рабочих - до 40 тысяч человек - были заняты на земляных работах. На стройку подрядчики нанимали в основном крепостных крестьян, для чего вступали в сделки с владельцами крепостных душ - помещиками. Крестьян отправляли на строительство, не спрашивая их согласия. В числе рабочих было немало подростков и детей. Заработная плата устанавливалась для разных специальностей от 10 до 20 копеек в день (!) плюс к тому все рабочие обеспечивались бесплатным питанием. Однако, часть заработанных на строительстве денег они должны были отдать помещику в качестве оброка.

Всего за 8 лет строительства было выполнено около 46 млн м³ земляных работ. В столицах построили два больших вокзала, на дороге соорудили 34 станции и 190 мостов. В то время это была самая длинная в мире железная дорога из двух путей. Строительство Петербург-Московской железной дороги обошлось в 67 млн рублей. Для сравнения, годовой бюджет Российской империи в те годы составлял чуть менее 200 млн рублей!

1/3
Фото: polzam.ru
2/3
Фото: Яндекс.Дзен
3/3
Фото: regnum.ru

Как уже было сказано, 1 ноября (по Новому стилю - 13 ноября) 1851 года по дороге пустили первый «всенародный поезд» (до этого дня по магистрали в качестве «испытателей» катали только солдат). В первом пассажирском поезде в 6 вагонах ехало 17 пассажиров первого класса, 63 - второго класса и 112 - третьего класса. Согласно купленным билетам они заплатили соответственно по 19 рублей, 13 рублей и 7 рублей с человека (впоследствии людей также перевозили в товарных вагонах и на открытых платформах со скамьями - такая поездка стоила «всего» 3 рубля).

Первый поезд двинулся в путь из Петербурга в 11 часов 15 минут. Он прибыл в Москву в 09 часов утра следующего дня. Поскольку часовых поясов тогда еще не существовало, то все населенные пункты жили по собственному времени, когда полдень соответствовал Солнцу в зените. Время в российской столице отставало от Москвы на 29 минут. Таким образом, состав пробыл в пути вовсе не 21-45 (как пишут почти все здания), а 21-16. Несложно высчитать, что средняя скорость движения первого пассажирского поезда на этом маршруте составляла 645 : 21,3 = 30,3 км/ч. Надо сказать, что это очень даже приличная скорость для техники 170-летней давности!

1/3
Фото: m24.ru
2/3
Фото: pastvu.com
3/3
Фото: filmpro.ru

После кончины императора Николая Первого в 1855 году эту Петербург-Московскую железную дорогу переименовали в Николаевскую (к слову, в дореволюционной России празднование дня железнодорожника происходило 25 июня т.е. в день рождения этого самодержца). А с 1923 года и до сих пор данная магистраль называется Октябрьской.

Дорога из Петербурга в Москву стал героем многих художественных произведений. Так, история ее строительства легла в основу всем известного стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога». А знакомство Алексея Вронского и Анны Карениной происходит в поезде, только что прибывшем из столицы в первопростольную. Однако, главная героиня романа погибает вовсе на Николаевской, а на иной дороге Московского железнодорожного узла. Но это уже совсем другая история…

Фото: vgtimes.ru