По данным издания, в «водительскую» часть КоАП войдет ряд новых норм, в частности, речь идет о процедуре временного ограничения водительских прав до решения суда, а также штрафе в 40 тыс. рублей за «неоднократный» отказ остановить машину по требованию полиции во время погони.
Нормы, вошедшие в «водительскую» главу кодекса (сейчас она 12-я, будет 21-я), к примеру, система наказания для систематически нарушающих ПДД: водителя, совершившего в течение года три грубых нарушения (проезд на красный свет, не пропуск пешехода на переходе и т. д.), будут лишать прав. Появится штраф за так называемое опасное вождение (также давняя инициатива МВД). Вошли в проект и ранее обнародованные санкции для нетрезвых водителей: штраф до 50 тыс. рублей и лишение прав за езду в пьяном виде с ребенком в салоне машины, а также задержание автомобиля пьяного водителя под залог в 30 тыс. рублей.
Так, ряд составов впервые дополнены усиленными санкциями за повторные (в течение года) нарушения.
Главное смягчение нового кодекса — полное исключение из КоАП такого вида наказания, как арест. Минюст прорабатывает такой сценарий в рамках гуманизации законодательства об административных правонарушениях, но окончательного решения еще нет.
Арест на практике очень тяжело применять, это дорого обходится государству. Этот вид наказания сегодня применяется за управление автомобилем водителем, лишенным прав, либо за нетрезвое вождение, если гражданин ранее был лишен прав или не имел удостоверения. Только по этим двум составам в 2021 году было арестовано более 19 тыс. человек, следует из данных Верховного суда.
Одновременно Минюст также работает над проектом процессуального КоАП. В нем впервые вводится процедура временного «ограничения» права управления транспортным средством: она будет применяться в тех случаях, когда водитель грубо нарушил ПДД (например, остановлен нетрезвым за рулем), до решения суда. Сейчас запрета водить машину нет. Тех, кто продолжит ездить, будут штрафовать на 1–3 тыс. рублей.
Изменения коснутся и водителей, получающих штрафы за нарушения, зафиксированные дорожными камерами. Планируется, что будут установлены требования к комплексам фотофиксации, правилам размещения камер и информированию автомобилистов. Издание утверждает, что если одно из этих правил не будет соблюдено, штраф отправлен не будет, даже если нарушение было совершено.
Также станет легче обжаловать штрафы, выписанные на чужой автомобиль. Так, сотрудник ГИБДД сможет даже без заявителя отменить «письмо счастья», если увидит неверно считанную информацию с камер — например, при неправильном номере автомобиля.
Проекты кодексов в Минюсте, проходят согласования с 96 «заинтересованными ведомствами» и организациями, затем будут доработаны и снова выложены на портале regulation.gov.ru, после чего даст заключение Минэкономики.
Отдельное согласование должно быть получено у Минфина для оценки «финансовых последствий» для бюджетной системы (напомним, помимо водительских санкций проект кодекса содержит массу других норм, влияющих на бизнес). Затем кодексы будут вноситься в правительство, но точных сроков пока нет.