Двухколесный  железный  конь Фото: shnyagi.net
10 ноября 1885 года в Германии совершил первую поездку мотоцикл с бензиновым двигателем, а его создатель Вильгельм Майбах стал первым в мире мотоциклистом.

Самые первые мотоциклы были построены еще в 60-е годы XIX века и имели паровые двигатели. Однако, такие моторы для них не годились: мешали громоздкий котел, а также приходилось брать с собой запас воды и угля. Наиболее удачный паровой мотоцикл был создан в 1868 году французом по фамилии Перро. Компактный одноцилиндровый паровой двигатель был установлен над задним колесом машины, а в качестве топлива использовался… спирт. Сохранились документально зафиксированные результаты испытаний этого мотоцикла, который развивал скорость до 15 км/ч.

1/1
Фото: moto-magazine.ru

Следующий важный шаг в истории данного транспортного средства был сделан благодаря появлению бензинового мотора. Первый мотоцикл с таким двигателем построили немцы Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах. Неподалеку от Штутгарта они купили просторный дом и вскоре превратили сарай в проектное бюро, а теплицу - в мастерскую. В 1881 году Даймлер совершил продолжительную поездку в Россию, чтобы на месте ознакомиться с новым видом топлива – бензином. В то время бензин считался малоценным побочным продуктом производства керосина, к тому же опасным в обращении из-за легко образующихся взрывоопасных паров. Но именно эта легкость испарения и привлекла Даймлера, который решил использовать бензин в качестве топлива для своего двигателя. К 1885 году новый мотор прошел стадию исследований и был готов к использованию, нужно было лишь найти подходящую машину для его установки. Самым простым вариантом изобретатели посчитали велосипед. 10 ноября 1885 года Вильгельм Майбах на своем детище отправился в свою первую поездку.

Фото: liveinternet.ru

Этот мотоцикл выглядел как детский велосипед т.к. по его бокам были установлены поддерживающие колесики. В то же время в этой машине уже имеется целый ряд революционных технических решений. Так, водитель мог выбирать одну из двух передач плюс ставить мотор на «нейтраль» (подобную роскошь другие конструкторы мотоциклов сумеют повторить лишь четверть века спустя). Воздушно-топливная смесь для мотора готовилась прямо в бензобаке - воздух засасывался так, что он всплывал пузырями через бензин, насыщаясь его парами. Для воспламенения смеси служила калильная трубка, которая подогревалась керосиновой горелкой. Запускался двигатель коленчатой рукояткой с правой стороны мотоцикла. Одноцилиндровый мотор с рабочим объемом 264 кубика развивал мощность в 0,5 лошадиной силы и был способен разогнать 90-килограммовую машину до 12 км/ч.

1/1
Фото: shnyagi.net

Любопытно, что данный мотоцикл остался единственным в биографии Даймлера и Майбаха. Одноколейный транспорт вовсе не привлекал конструкторов - им просто надо было испытать свой бензиновый двигатель. Через год они установили его на повозку, получив один из первых автомобилей, затем - на лодку, дрезину, дирижабль (к слову, трехлучевая звезда на эмблеме фирмы «Даймлер» призвана напоминать о ее господстве в трех стихиях: на земле, в небесах и на море).

Фото: mbclub.ru

Построенный ровно 136 лет назад мотоцикл имел компоновку, которая остается общепринятой и в наши дни. Не случайно, именно Германия стала колыбелью мотоциклостроения и до средины ХХ века оставалась законодателем мод в данной области. Ни для кого не секрет, что первые массовые модели «Ижмаша» (Иж-350 и Иж-49) являются копиями машины DKW NZ 350, которая была сконструирована в Германии в 1938 году. Впрочем, это уже совсем другая история…

1/2
Фото: classicriders.eu
2/2
Фото: jawa-motor.ru