7 ноября 1941 года состоялся исторический военный парад на Красной площади Москвы в честь 24-й годовщины Октябрьской революции. Находясь под впечатлением от этого парада, американский президент Франклин Рузвельт признал оборону СССР жизненно важной для США и принял решение об оказании нашей стране широкомасштабной помощи по программе ленд-лиза.
После развала СССР был снят гриф секретности с материалов КГБ о прослушивании домашнего телефона опального маршала Жукова. В разговоре, датированном 1963-м годом, Георгий Константинович в сердцах произнес: «Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали. Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии». Конец цитаты.
Стараниями советской пропаганды абсолютное большинство россиян до сих пор не понимают сути программы ленд-лиза и находятся в плену заблуждений о том, что американцы поставляли нам военную технику «за золото и иные ликвидные ценности». В действительности, поставки за валюту тоже были, но на начальном этапе войны. Теперь самое время пояснить, что именно стоит за загадочным словом «ленд-лиз». Не случайно, оно очень похоже на термин «лизинг». Проще говоря, это поставки оружия и военной техники и иного имущества с условием, что утраченное во время войны не подлежало оплате вообще. А «дожившее» до конца войны будет возвращено американцам, либо в рассрочку будет приобретено советской стороной.
Если же говорить о доле поставленной нам американской техники от произведенной за годы войны в самом СССР, то она составила: по самолетам – 15%, по танкам – 16%, по кораблям – 3%, а по автомобилям – 66%! Таким образом, к концу войны две трети автопарка Красной Армии составляли 450 тысяч американских грузовиков «Студебекер», «Додж», а также джипов «Форд» и «Виллис».
Сопоставляя количество американской техники на службе у Красной Армии, следует также учитывать и качественные показатели. Нельзя уравнивать, скажем, грузовик «Студебекер» (на «Студере» разъезжал Фокс в фильме «Место встречи изменить нельзя») с отечественным «ЗиС-5», поскольку последний значительно уступал «американцу» по мощности и грузоподъемности, не говоря уже о том, что в кабине военной модификации «ЗиС-5» имелась всего одна дверца и столько же фар. Один только факт: Начина с 1943 года все установки залпового огня БМ-13 «Катюша» в Карасной Армии разрешалось монтировать только на американских грузовиках «Студебекер» и «Шевроле».
Ленд-лиз поступал в СССР одновременно нескольким путями. До середины 1942 года основной поток союзнической помощи шел по морю из США через Исландию или Великобританию до советских портов Мурманск, Архангельск и Северодвинск. Поскольку 15% грузов, отправляемых по этому пути, не доходили до получателя, американцы искали более надежные способы их доставки. Между Сан-Франциско и Владивостоком работал Тихоокеанский маршрут. К тому времени США уже находились в состоянии войны с Японией, поэтому перевозить грузы по нему могли лишь советские суда. Этот маршрут оказался самым безопасным, но и он не справлялся с потоком оружия и продовольствия для СССР. После перегрузки в вагоны, им еще предстоял путь длиной более 9 тысяч километров по железной дороге, а пропускная способность Транссибирской магистрали была вовсе не безграничной.
Наконец, весной 1942-го при активной помощи англичан американцы наладили третий канал поставок, на котором враг уничтожал не более 2% от того, что отправлялось из США. Он пролегал морем в обход Африки до Персидского залива и затем по суше через Иран к южному берегу Каспия. Для реализации этого плана в рекордно короткий срок на американские деньги были реконструированы порты на юге Ирана и проложены асфальтовые дороги на север этой страны.
В итоге возникла определенная специализация маршрутов ленд-лиза. Так, грузовики в основном доставлялись из США кораблями до портов Ирана и далее ехали своим ходом на фронт. Танки поступали морем до Владивостока и затем отправлись на железнодорожных платформах по Транссибу (к слову, на однм из таких американских танков «Шерман» служил наш прославленный земляк - танкист Вадим Сивков). Часть самолетов перегоняли своим ходом через Аляску и Сибирь (с дозаправкой в Ижевске!), а часть - собирали в том же Иране из деталей, привезенных морем из-за океана. После коротких летных испытаний белые пятиконечные звезды (эмблема ВВС США) перекрашивались в красные, а затем наши экипажи перегоняли эту технику на фронт.
Всего по ленд-лизу в СССР поступило 18 300 самолетов. Из поставленных нам машин больше всего (почти 5 тысяч) приходится на истребитель Р-39 «Аэрокобра». За исключением Ивана Кожедуба, на нем воевали такие результативные советские асы как Григорий Речкалов (61 победа) и Александр Покрышкин (59). К слову, на машине последниего вокруг звезды так и не был закрашен синий круг эмблемы ВВС США. А летавший на Ла-7 ас Иван Кожедуб много раз публично высказывал сожаление, что ему так и не довелось повоевать на вышеупомянутой «Аэрокобре».
Фото: live.warthunder.com
Помимо прочего, США предоставляли в СССР по ленд-лизу массу изделий, которые в то время не у нас не производились ВООБЩЕ: бронетранспортеры, авиационные радары, моногие виды современных станков. А ведь кроме всевозможного оружия и военной техники США поставили Советскому Союзу 300 тыс. тонн пороха и взрывчатки, 540 тыс. тонн рельсов, 3 млн тонн высокооктанового бензина марки «99», который целиком использовался в СССР в качестве добавки к авиационному топливу, дабы оно дотягивало хотя бы до отметки «78».
Самое любопытное то, что правило бесплатности истраченного на войне имущества распространялось и на расходные материалы (порох, бензин, сталь), а также на миллионы тонн поставленных в СССР продуктов питания! А ведь из более 4 млн тонн продовольствия почти все оно поступило в СССР в сильно обезвоженном виде (сухое молоко, яичный порошок и иные концентраты). То есть, чтобы оценить объемы продовольственных поставок, эту цифру необходимо умножать еще в несколько раз. Важно и то, что продуктовые поставки для СССР начались именно тогда, когда врагом были заняты Украина и большая часть Центральночерноземного района, где до немецкой оккупации СССР производил основную долю сельхозпродукции.
Какие выводы напрашиваются, из всего вышесказанного? Первое: Без американских поставок техники по ленд-лизу Красной Армии едва удалось бы в 1944-45 годах совершить стремительный освободительный поход в самый центр Европы. Те, кто отрицает этот непреложный факт, пока не готовы трезво сравнить объемы поставок тех или иных изделий с объемами собственного производства СССР в этот период. И еще одно: Американцы подарили нам все это огромное богатство вовсе не за красивые глаза. А за возможность самим как можно позже сойтись в открытом бою с немецкой военной машиной. В итоге, в апреле 1945-го американские и советские солдаты встретились в Германии на реке Эльбе. Но к тому моменту 93% всех своих военных потерь немцы понесли не в Африке и даже не в Западной Европе, а именно на Восточном фронте…
Фото: youtube.com