• 01 ноября 2021 16:32
  • 720
  • Время прочтения: 9 мин

40 лет и 4 года первому пассажирскому рейсу «советского Конкорда»

40 лет и 4 года первому пассажирскому рейсу «советского Конкорда» Фото: Книга войны
Ровно 40 лет и 4 года назад - 1 ноября 1977 года советский сверхзвуковой самолёт Ту-144 с в ливрее «Аэрофлота» выполнил свой первый пассажирский рейс на линии Москва - Алма-Ата.

За поразительное сходство с англо-французским собратом пресса сразу же окрестила Ту-144 «советским Кокордом» (другой вариант – «Кокордски»). Действительно, у них была общая компоновка: 4 двигателя, так называемое треугольное крыло и даже опускающийся при взлёте и посадке нос (чтобы пилоты могли видеть полосу). Впрочем, имелись и некоторые отличия: Ту-144 имел на 25% более вместительный салон и обладал дополнительными крылышками в носовой части, что обеспечило более низкую скорость при посадке. Ещё толком не испытанный советский лайнер 3 июня 1973 года по неизвестной причине разбился во время демонстрационного полёта на авиасалоне «Ле Бурже» в Париже - все 6 членов экипажа машины погибли.

Фото: samoleting.ru

Но, несмотря на это, 26 декабря 1975 года Ту-144 запустили для регулярных почтовых рейсов из Москвы в Алма-Ату. А с 1 ноября 1977 года на том же направлении начались и пассажирские перевозки. К слову, всего несколько аэропортов СССР имели достаточно длинные взлётно-посадочные полосы, чтобы принимать и отправлять этот лайнер. Однако, изначально Ту-144 летал только в Алма-Ату. Всё дело в том, что, в отличие от «Конкорда» его двигатели могли развивать сверхзвуковую скорость лишь в режиме форсажа. Создатели лайнера ограничили время работы в этом режиме (парами и попеременно) за один полёт тремя часами – вот почему Ту-144 полетел именно в столицу советского Казахстана на расстояние 3200 километров. Для сравнения, «Конкорды» выполняли беспосадочные рейсы из Лондона и Парижа в Нью-Йорк на гораздо более солидное расстояние – соответственно 5600 и 5800 километров.

Фото: zizuhotel.ru

Один из очевидцев самого первого рейса ТУ-144, вспоминает, что первых пассажиров в аэропорту Домодедово провожали как космонавтов:

- По громкой связи торжественно объявили: Производится посадка на первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер! Перед пассажирами расстилили красную ковровую дорожку, по которой они шли, как кинозвезды Голливуда, сопровождаемые завистливо-восхищенными взглядами... Страшно не было, хоть все и знали про авиакатастрофу в Ле Бурже. Было какое-то весёлое возбуждение – как перед рискованным, но увлекательным приключением. Внутри лайнера – три шикарных салона, специальные гардеробы, кондиционеры работают. В иллюминаторе можно было разглядеть, что Земля круглая - на такой высоте летал Ту-144. Стюардессы – все как на подбор красавицы. Коньяком поили, бутерброды с чёрной икрой разносили. Всё бесплатно...

1/1

Пассажирские рейсы на высоте 17 километров выполняли только два самолёта Ту-144. При этом лётчики «Аэрофлота» летали только в качестве вторых пилотов, а командирами экипажа всегда были лётчики-испытатели ОКБ Туполева. Билет на ТУ-144 стоил 68 рублей, а на обычный самолёт - 48 рублей (по другим данным – 83 и 62 рубля). Но карьера этого самолёта была недолгой – ровно 7 месяцев. Всему виной – фантастический расход топлива – 38 тонн в час! (это в 3,5 раза больше, чем часовой расход у обычных дозвуковых лайнеров той эпохи). Но при этом Ту-144 давал лишь двойной выигрыш во времени (2 часа против 4 – 4,5 часов у Ту-154 и Ил-62). Кроме того, по словам лётчиков, нештатные ситуации происходили практически в каждом полёте советского суперсоника. А 23 мая 1978 года под Москвой произошло второе крушение Ту-144 в испытательном полёте, в котором погибли два бортинженера.

Фото: zizuhotel.ru

Впоследствии эту машину использовали только для грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском. В общей сложности, было построено 16 единиц Ту-144, которые совершили 102 коммерческих рейса, из них 55 – пассажирских, в которых перевезли всего 3284 человека. В наши дни Ту-144 можно увидеть в Жуковском, Казани, Монино, Ульяновске а также германском Зинсхайме. Судьба его англо-французского конкурента по имени «Конкорд» сложилась гораздо более успешно. Но о нём мы отдельно расскажем 26 ноября. А по какому поводу, вы узнаете из нашей публикации в этой же рубрике «Есть повод».

1/2
Фото: Аргументы недели
2/2
Фото: Википедия