Вне зависимости от эпидемиологической ситуации наиболее важно сохранять доступность экстренной и неотложной помощи, а также плановой помощи пациентам с онкологическими заболеваниями, болезнями сердечно-сосудистой или эндокринной системы, пациентам, находящимся на заместительной почечной терапии.
Согласно Программе государственных гарантий, консультации врачей-специалистов должны проводиться не позже, чем через 14 рабочих дней со дня обращения в поликлинику, но в случае, если у пациента диагностировано онкологическое заболевание, то сроки сокращаются до 3 рабочих дней. Инструментальные и лабораторные исследования должны проводиться в течение 14 рабочих дней со дня их назначения, а в случае, если помощь оказывается онкологическому больному, то для указанных мероприятий — срок в два раза меньше.
Напомним, что согласно опросу, проведенному по заказу Всероссийского союза пациентов, страховые медицинские организации наиболее эффективно справляются с жалобами и обращениями, число которых постоянно растет. Проблема получения своевременной медпомощи, особенно у узких специалистов, с учетом эпидемиологической ситуации приобрела системный характер. По данным исследования, три четверти опрошенных пациентов (77,9%) с 2018 по 2021 год сталкивались с нарушением сроков приема у врача-специалиста. При этом почти половина опрошенных (45,1%) не могла получить направление к врачу-специалисту в другую медицинскую организацию. Сроки проведения инструментальных и лабораторных исследований были нарушены в отношении 59,4% пациентов.
Помимо проблем с получением медицинских услуг, у врачей-специалистов граждане также испытывают сложности с записью на прием к терапевту, педиатру, врачу общего профиля. По результатам исследования 37,6% граждан заявили, что часто не могли записаться к врачам на прием.
С 2016 года в системе ОМС интересы граждан защищают страховые представители. На сегодня их общее число составляет более 14 тыс. человек. Граждане могут обратиться за консультацией или помощью в свои страховые медицинские организации через горячие линии, письменно в офисе страховых компаний или по электронной почте, а также по телефонам прямой связи со страховыми компаниями, размещенным в холлах поликлиник или возле регистратур (таких «точек контакта» в России насчитывается порядка 2500).