• 25 октября 2021 18:01
  • 861
  • Время прочтения: 15 мин

Сегодня 47 лет третьему аэропорту Ижевска

Сегодня 47 лет третьему аэропорту Ижевска Фото: day.org.ru
25 октября 1974 года был сдан в эксплуатацию новый аэропорт Ижевска в районе деревни Cтарые Мартьяны. Благодаря в разы более длинной взлетно-посадочной полосе, Ижевское авиапредприятие получило возможность принимать и отправлять гораздо более крупные самолеты.

Самым первым в Ижевске в 1934 году стал аэродром Пирогово, с которого выполнялись почтово-пассажирские рейсы и перевозки срочных грузов. С началом Великой Отечественной войны на базе этого аэродрома создали школу первоначального обучения летчиков ВВС. Ее курсанты учились самым азам летного дела и лишь затем их отправляли в разные училища, которые готовили летчиков для истребительной или штурмовой либо бомбардировочной авиации. В настоящее время аэродром в Пирогово является базой Ижевского аэроклуба ДОСААФ, и именно здесь в середине августа ежегодно проходят воздушные праздники, посвященные Дню Воздушного флота.

Фото: izvestiaur.ru

Осенью 1943 года на восточной окраине Ижевска на землях совхоза «Пятилетка» (это в районе современных улиц Камбарской и Ильфата Закирова) закончилось строительство нового военного аэродрома. Взлетно-посадочная полоса (ВПП) с бетонным покрытием имела 1000 метров в длину и 54 метра в ширину. Этот аэродром был предназначен для дозаправки и отдыха экипажей, перегоняемых с Аляски на фронт американских бомбардировщиков A-20 «Бостон» и истребителей P-39 «Аэрокобра», а также отечественных штурмовиков Ил-2 и бомбардировщиков Пе-2, выпущенных на сибирских авиационных заводах.

Фото: Деловой квадрат

Еще до окончания войны, в 1944 году, было принято решение об организации в этом месте нового гражданского аэропорта «Ижевск», который функционировал до конца 1970-х годов. Дело в том, что после перевода «большой авиации» в нынешний аэропорт, эту ВПП использовали для обслуживания самолетов Ан-2 местных авиалиний, которые выполняли рейсы в 13 населенных пунктов Удмуртии, а также Татарии и Башкирии. Региональная авиация в лице Ан-24, Як-40, Ил-14 и других летала из Ижевска в 40 городов СССР. Добраться до Ижевского аэропорта было проще простого. От кинотеатра «Колосс» (ныне собор Александра Невского) сюда ходил городской автобус маршрута № 10.

Фото: pohod365.ru

Сейчас в том месте, где взлетали и садились гражданские самолеты, проходит улица Молодежная. В 1980-е годы ВПП шириной в 54 метра сочли избыточно роскошной для городской улицы, а потому дорожникам пришлось долбить полуметровый слой бетона для установки столбов контактного провода для троллейбусов. Газон на разделительной полосе здесь устроили прямо поверх бетона. Кстати, именно поэтому ни посредине газона, ни по краям проезжей части здесь не растут деревья, а лишь чахлые кустарники. Ибо полметра бетона под корнями отнюдь не способствуют приживанию крупных деревьев.

1/2
Фото: transphoto.org
2/2
Фото: transphoto.org

Шли годы, и со временем аэропорт «Ижевск» перестал удовлетворять возраставшим требованиям и нагрузкам. Его реконструкция была признана нецелесообразной из-за перспективы развития городской застройки в направлении аэропорта. Поэтому в 1968 году принимается решение о строительстве нового аэропорта в районе деревни Cтарые Мартьяны. 25 октября 1974 года он был сдан в эксплуатацию. Таким образом, этот аэропорт стал уже третьей по счету воздушной гаванью столицы Удмуртии. Полоса протяженностью 2,5 километра и шириной 45 метров позволила принимать самые современные на тот момент реактивные самолеты Ту-134, к которым вскоре добавились еще более вместительные машины – Як-42 и Ту-154.

1/2
Фото: foto-planeta.com
2/2
Фото: vglazove.ru

Самым первым иностранным лайнером, приземлившимся в Новом Ижевском аэропорту стал вовсе не самолет «Боинг», не так давно приобретенный компанией «Ижавиа». На самом деле это был С-130 «Геркулес» фирмы «Локхид», который совершил здесь посадку еще 30 лет и 3 года назад. Это произошло 1 июля 1988 года, когда в доселе закрытом для иностранных граждан Ижевске встречали американских инспекторов. Они прибыли в Воткинск для контроля за выполнением Договора СНВ-1 о ликвидации баллистических ядерных ракет средней и меньшей дальности.

Фото: Деловой квадрат

В настоящее время Ижевский аэропорт имеет сертификат на приемку и отправку практически всех современных самолетов, за исключением так называемых широкофюзеляжных машин (это лайнеры с фюзеляжем шириной более 5 метров, двумя проходами в салоне или, иными словами, те, что имеют от 7 до 10 пассажирских мест в одном ряду). В 2020 году власти Удмуртии провели голосование по вопросу выбора варианта нового здания Ижевского аэропорта.

Тогда в голосовании победил проект №6 «Концепция единства форм».

1/2
Фото: ВК / Александр Бречалов
2/2
Фото: ВК / Александр Бречалов

Напомним, 21 октября этого года на заседании федеральной комиссии по региональному развитию для Удмуртии был одобрен инфраструктурный кредит в размере 800 млн рублей на строительство нового аэропорта в Ижевске с международным пунктом пропуска, что позволит значительно увеличить поток туристов в Удмуртию.

Будем надеяться, что уже недалек тот день, когда мы услышим из уст стюардессы такие слова: «Уважаемые пассажиры! Наш лайнер совершил посадку в Международном аэропорту города Ижевска…»

Фото: Сусанин