23 октября 1896 года было открыто движение поездов по 19-километровой железнодорожной линии «Воткинск – Галево». Это значит, что сегодня железные дроги Удмуртии тихо и незаметно отмечают свой 125-летний Юбилей!
Вопреки устоявшемуся заблуждению, самая старая дорога нашей республики – это вовсе не северная ветка Транссибирской магистрали (сокращенно Транссиб), которая в 1898 году соединила Вятку (ныне Киров) с Глазовым и Пермью. Первая железная дорога и станция появились в наших краях еще в 1896 году и совсем в другом месте – в Воткинске. Еще в 1868 году Министерство путей сообщения заказало на Воткинском заводе восемь паровозов. Поскольку ближайшая станция находилась в то время в Нижнем Новгороде, построенные локомотивы отправляли на баржах – их вели по Вотке и Сиве, а далее по Каме и Волге заводским пароходом «Вулкан» и лишь в Нижнем паровозы ставили на рельсы.
Воткинские локомотивы славились своей надежностью и высочайшим качеством сборки. Кроме того, их себестоимость оказалась самой низкой в России, а потому заказы от МПС продолжились. На рубеже XIX и ХХ веков завод выпускал паровозы четырех серий: ОД, ОВ, НА и НУ. Доставка готовой продукции баржами по мелководным речкам до Камы стала тормозом для развития предприятия. Вот почему 6 (18) августа 1896 года от Воткинского завода до пристани Галево на Каме началось строительство линии протяженностью около 19 километров. А уже 11 октября (по Новому стилю 23 октября) того же года по ней открыли движение поездов. Воткинско-Камскую дорогу активно использовали не только для транспортировки продукции завода до Камы, но и для перевозки пассажиров. Поскольку в Галево останавливались идущие по реке пассажирские пароходы, а также существовала паромная переправа на левый берег Камы.
Фото: Твой транспорт
Все это означает, что в богатый на юбилеи 2021 год можно говорить еще об одной памятной дате – 125 лет железным дорогам Удмуртии. В нескольких километрах от городского вокзала Воткинска – на том месте, где находилась самая первая в Удмуртии станция «Камская» – установлен памятник в виде так называемой колесной пары. В 2004-м эту железную дорогу почти полностью разобрали – от нее остался лишь отрезок в несколько километров, который соединяет Воткинский завод с одним из его загородных цехов.
Фото: techmonuments.livejournal
К сожалению, создатели памятника «Первой железной дороге Удмуртии» допустили очень распространенную арифметическую ошибку. На табличке сделана надпись: «ВОТКИНСКИМ ЗАВОДОМ 11 (24) октября 1896 года до станции Галево открыта первая в Удмуртии дорога на широкой колее». Дело в том, что при переводе дат Старого стиля в Новый стиль для 19-го века следует прибавлять не 13 дней, а 12 (подробнее об этом рассказано ЗДЕСЬ). Ну, а широкая колея – это «русский» стандарт расстояния между рельсами в 1524 миллиметра в противовес так называемой узкой колее (узкоколейке), которых существует множество: 600, 750, 900, 1000, и 1067 миллиметров.
Фото: numetalboy1990.livejournal.com
В 1919 году была наконец достроена тупиковая линия «Агрыз - Ижевск - Воткинск», которая стала ответвлением от Южного хода Транссибирской магистрали (это дорога от Казани через Сарапул на Екатеринбург). Тогда же в Воткинске было открыто деревянное здание вокзала и ровно с тех пор этот город перестал быть «железнодорожным островком» и получил надежную связь со всеми остальными стальными магистралями России и Евразии.
Фото: Яндекс
На сегодня железные дороги Удмуртии – это:
– ЕДИНОЕ хозяйство ОАО «РЖД» с общей протяженностью путей в 871 километр;
– ДВА вида контактной сети на территории региона: 3 тыс. вольт постоянный ток и 25 тыс. вольт переменный ток;
– ТРИ подразделения РЖД, обслуживающие Удмуртию: Горьковская, Куйбышевская и Свердловская железные дороги (две последние отвечают за путевое и станционное хозяйство соответственно в Алнашском и Кезском районах республики);
– на все ЧЕТЫРЕ стороны света идут железные дороги из столицы Удмуртии;
– ПЯТЬ узловых станций имеется в регионе: Армязь, Ижевск, Люкшудья, Пибаньшур и Яр;
– в ШЕСТЬ стран мира до пандемии шли через территорию Удмуртии пассажирские поезда – это Казахстан, Китай, КНДР, Кыргызстан, Монголия и Узбекистан;
– СЕМЬ памятников и объектов культурного наследия, напрямую связанных с историей железных дорог, имеются на территории нашего региона;
– ВОСЕМЬ участков магистралей проходят по территории республики: Бачумово – Кузьма (Северный ход Транссиба), Кизнер – Камбарка (Южный ход Транссиба), Ижевск – Пибаньшур, Ижевск – Воткинск, Люкшудья – Кильмезь, Ижевск – Алнаши (на Набережные Челны), Яр – Перелом (на Омутнинск) и Армязь – Ужуиха (на Чайковский).
- А еще это 167 станций и платформ, расположенных в 17 из 25 муниципальных районов нашей республики.
С Юбилеем, тебя, Железная Дорога Удмуртии! Мы помним, как все начиналось 125 лет назад с небольшого отрезка стального пути между Воткинском и Галево…
Фото: wikipedia.org