Госсовет Удмуртии предложил создать в республике единую комплексную систему подготовки педагогических кадров Фото: пресс-служба Госсовета Удмуртии
На заседании Президиума Государственного Совета под председательством Владимира Невоструева 21 октября рассмотрели вопросы целевой подготовки педагогических кадров в Удмуртии. Обсуждение прошло в формате видеоконференции. Об этом 22 октября сообщила пресс-служба органа власти.

В заседании приняли участие заместитель председателя правительства республики Анатолий Строков, глава Глазова Сергей Коновалов, председатель Глазовской городской Думы Игорь Волков, ректор ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» Янина Чиговская-Назарова, директор МБОУ «Игринская СОШ №1» Андрей Корепанов. Вместе со спикером республиканского парламента Владимиром Невоструевым и председателем постоянной комиссии Государственного Совета по науке, образованию, культуре, туризму и национальной политике Татьяной Ишматовой они находились на площадке Глазовского государственного педагогического института имени В. Г. Короленко. В режиме видеосвязи в обсуждении участвовали и. о. министра образования и науки Удмуртии Ирина Крохина и проректор Удмуртского государственного университета по учебной и воспитательной работе Михаил Кибардин.

Фото: пресс-служба Госсовета Удмуртии

Ирина Крохина рассказала о проводимой министерством образования и науки работе по целевой подготовке педагогических кадров. Она отметила, что на 1 октября 2021 года в Удмуртии 758 вакансий педагогов. В городах не хватает 486 учителей, в сельской местности – 272. Больше всего вакансий учителя иностранных языков (72 свободных места), музыкального руководителя (57), учителя математики (51), русского языка и литературы (48), учителя начальных классов (44). Сегодня вакантные места в образовательных организациях закрываются за счет совмещения.

По направлению «Образование и педагогически науки» в вузах Удмуртии в 2019 году было выделено 391 бюджетное место по очной форме бакалавриата, на 2022 год уже существенно больше – 604 места.

Однако в последнее время высшие учебные заведения испытывают трудности в части целевого набора абитуриентов. По мнению Ирины Крохиной, это связано с изменениями в законодательстве.

— Сегодня работодатели неохотно идут на целевую форму подготовки кадров по двум основным причинам. Первое — это очень жесткие условия в части софинансирования работодателем расходов студентов. Если он иногородний и ездит домой, то нужно покрывать эти расходы. Если нет общежития, и студент выбирает проживание на квартире – нужно оплачивать эти расходы. В образовании эти расходы не заложены ни на республиканском уровне, ни на муниципальном. И еще один фактор – директора школ не могут гарантировать сохранение вакансии для данного студента. Сегодня есть, а завтра на эту вакансию приходит человек, который закончил другой вуз страны и решил вернуться на родину. А гарантия в договоре заложена, что это место держится под конкретного человека, — рассказала Ирина Крохина.

Фото: пресс-служба Госсовета Удмуртии

Сейчас в УдГУ по педагогическим направлениям на всех курсах по целевому контракту учится 45 студентов, в ГГПИ – 261. В 2021 году по договору о целевом обучении в Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко зачислено на обучение 76 первокурсников, 80 процентов из них из Удмуртии.

Янина Чиговская-Назарова ректор ГГПИ
Цитата
Мы готовы увеличивать объем приема целевиков, но есть трудности. Сегодня в республике недостаточно развито прогнозирование кадровой обеспеченности в долгосрочной перспективе, на период 4-5 лет. От директоров школ регулярно поступают запросы по выпускникам,молодым педагогам, но они связаны с трудоустройством в ближайший год – два, отправлять школьников учиться по целевому договору готов не каждый. В особенности сложности проявились в этом году, когда мы сталкивались с отказами директоров школ в заключении договоров. Мы понимаем их сомнения и риски при подписании договора о целевом обучении: в случае отсутствия возможности трудоустройства выпускника-целевика школа должна будет вернуть государству финансовые средства, потраченные на обучение молодого специалиста.

По мнению ректора ГГПИ, способствовать более эффективному решению вопросов трудоустройства молодых специалистов, поможет разработка системы планирования кадрового резерва как на уровне школы, так и на уровне региона в целом, а также пропаганда целевого обучения среди директорского корпуса. Целевой прием гарантирует абитуриенту поступление и трудоустройство, а образовательным организациям – специалистов.

Янина Чиговская-Назарова ректор ГГПИ
Цитата
В связи с этим просим о содействии Госсовета по выстраиванию такого механизма целевой подготовки в Удмуртии, когда договор заключается не со школой, а между министерством образования и науки Удмуртии или управлениями образования муниципальных образований и абитуриентами с последующим трудоустройством выпускника в школе, где есть вакансии. В таком случае снимаются риски с конкретной школы, где места через 4-5 лет может не оказаться, а с другой стороны, большее количество абитуриентов сможет воспользоваться возможностями целевого договора.

Председатель постоянной комиссии Госсовета по науке, образованию, культуре, туризму и национальной политике Татьяна Ишматова также отметила целесообразность передачи на региональный уровень вопроса заключения целевых контрактов с будущими абитуриентами. Кроме того, она предложила внедрять целевой набор и в средних профессиональных образовательных организациях. Также Татьяна Ишматова подчеркнула необходимость долгосрочного прогнозирования потребности в педагогических кадрах.

Члены Президиума отметили, что вопросами целевой подготовки педагогов для школ республики необходимо заниматься на всех уровнях, чтобы обеспечить подготовку специалистов, начиная со школьной скамьи и заканчивая трудоустройством. Депутаты акцентировали внимание на важности максимального вовлечения в решение вопросов подготовки педагогических кадров муниципальных властей, а также подчеркнули необходимость расширения практики ранней профориентации школьников. В этом направлении положительно зарекомендовал себя опыт создания сетевого педагогического класса «Педагогическая проакадемия» на базе Игринской школы № 1, где в рамках внеучебной программы основы педагогической деятельности изучают 22 школьника из 6 общеобразовательных организаций района.

Кроме этого, по мнению членов Президиума Госсовета, эффективной площадкой для разработки предложений в части целевой подготовки педагогических кадров и для консолидированного решения вопросов сферы образования в целом может стать региональный межведомственный кадровый совет, который действовал ранее. Его работу необходимо возобновить, считают парламентарии.

Фото: пресс-служба Госсовета Удмуртии

Заместитель председателя правительства республики Анатолий Строков отметил, что в отрасли также нужно возвращать распределение выпускников. Он подчеркнул, что сегодня Удмуртия на 7 месте по качеству образования в России. Для успешного развития республике необходимо обновление кадров, а прогнозирование потребности в специалистах требуется расширить на более длинный временный отрезок.

Председатель Государственного Совета Владимир Невоструев также подчеркнул важность обновления педагогических кадров. От этого напрямую зависит качество образования детей, сказал спикер республиканского парламента.

Владимир Невоструев председатель Государственного совета
Цитата
Когда в сельских школах один учитель преподает два совершенно разных по направлению предмета – это не дело. В школу должны приходить выпускники с современным образованием по профилю, со знанием современных технологий.

— Сегодня очень многое зависит от педагогов, от того, какое образование они дадут детям. Необходимо сохранять, обновлять все то, хорошее, что есть у нас по поддержке учителей, и разрабатывать новые инициативы. Предлагаю провести встречу с нашими педагогами, руководителям высших учебных заведений, советом ректоров и выработать конкретные решения, — сказал председатель Государственного Совета, подчеркнув, что 2022 год, объявленный в Удмуртии Годом образования, должен стать годом динамичного развития отрасли, создания новых возможностей для профессиональной реализации педагогов и повышения качества образования детей.