Совсем хороший цемент! Фото: kinonews.ru
С днем рождения!
21 октября 1824 года в Англии был запатентован новый строительный материал, получивший название «цемент» (от латинского caementum – щебень, битый камень).

Англичанин Джозеф Аспдин впервые додумался до того, чтобы выпаривать влагу из мергеля (минерала, состоящего из извести и глины), затем измельчать полученную массу и добавлять в нее немного гипса. Изобретателю был выдан британский патент BP 5022, озаглавленный «Улучшение способа производства искусственного камня», в котором фигурирует термин «портландцемент» - по аналогии с портлендским камнем, который до сих пор добывают на побережье Ла-Манша в Англии на острове Портленд.

Когда строители смешивают цемент с песком и водой, они проделывают обратный путь – из порошка создают камень. Благодаря детищу Аспдина города Европы стали расти не только вширь, но и вверх, так как прочная цементная кладка позволяла строить дома не в два-три, а в пять и более этажей. Таким образом, цемент и различные изделия из него в 19-м веке произвели настоящую революцию в строительном деле.

Фото: cosmosmagazine.com

Помимо раствора (цемент с песком и водой), а также бетона (цементный раствор с щебнем) наиболее важным для строителей материалом является железобетон, придуманный французом Жозеф Монье. Любопытно, что этот человек по профессии был… садовником. Занимаясь разведением пальм для продажи, Монье испытывал нужду в прочных дубовых кадках, поскольку корневая система этих растений рано или поздно разрывала их в пух и прах.

Однажды Монье отлил кадку из цемента, а для прочности снабдил ее металлическим каркасом. Испытания показали, что такие кадки во много раз прочнее деревянных и корни растущих пальм уже не могли их разорвать. Вскоре немецкая фирма «Вайс и Фрейтаг» буквально за гроши купила патенты Монье и сделала на его изобретении огромное состояние! После этого по всему миру как грибы стали расти железобетонные плотины, мосты и иные сооружения.

Фото: architectureguru.ru

Первое здание из железобетона имело высоту 10 этажей и появилось в 1883 году в Чикаго. Спустя 40 лет в Нью-Йорке возвели 228-метровую высотку, а еще через 20 лет – дом высотой 381 метр. В первой половине 70-х годов ХХ века Чикаго выросло здание высотой 442 метра. Нью-Йорк таже обзавелся небоскребами-близнецами высотою 415 метров (южная) и 417 метров (северная). Именно эти здания были разрушены террористами 11 сентября 2001 года. Однако, достигнутая американскими строителями высота уже давно побита в полтора и даже в два раза!

Советские строители когда-то тоже ставили рекорды по высоте сооружений. Так, построенная в 1967 году, 540-метровая железобетонная Останкинская телебашня долгое время носила титул самой высокой в мире, но спустя 10 лет данный рекорд был на 13 метров побит канадцами. На сегодня наибольшую высоту имеет небоскреб «Бурдж Халифа» в городе Дубае (ОАЭ), который в 2010 году взметнулся ввысь на буквально заоблачную отметку в 828 метров!

Фото: nz.kayak.com

В погоне за мировыми рекордами на Краснопресненской набережной города Москвы уже начинали строить административное здание «Россия», проектная высота которого составляла 611 метров. Планы по ее постройке были отменены после памятного пожара Останкинской телебашни в августе 2000 года. В итоге самыми высокими в нашей стране на сегодня являются башня «Федерация» в Москве (374 метра) и Лахта центр в Санкт-Петербурге (462 метра).

Что касается жилищного строительства, то здесь нашим строителям давно уже никак не обойтись без цемента и бетона. Начиная с конца 1950-х годов, с эпохи так называемых «хрущевок» более половины многоквартирных домов в нашей стране возводятся из крупнопанельных железобетонных конструкций.

1/1

В заголовок этого материала мы вынесли реплику Василия Алибабаевича - одного из героев комедии «Джентльмены удачи». Он сетует на то, что его одежда окаменела после поездки в автоцистерне с цементным раствором на базе грузового автомобиля «Урал-ЗиС-355М». Для съемок поездки в емкости с «цементом» стоящую на месте автоцистерну раскачивали при помощи рычагов. Актер Раднэр Муратов любил рассказывать, как создавался этот эпизод: «Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зеленой луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий... Вылезли мы после съемок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его».

К слову, показанная в фильме автоцистерна АЦМ-23 была предназначена исключительно для перевозки… молока. О том, что данное изделие является молоковозом, говорят полки с поручнями по бортам, на которые доярки могли установить до 16 дополнительных фляг с этим продуктом. На автоцистернах для перевозки цементного раствора таких полок никогда не было.

Фото: drive2.com