1/1
Фото: msc1.ru
В наши дни это произведение является одним из наиболее распространенных в мире свадебных маршей. Однако, 34-летний немецкий композитор еврейского происхождения Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди (в наше время его именуют гораздо проще - Феликс Мендельсон) создавал его вовсе не для свадеб. Марш был писан им еще в 1842 году в числе других музыкальных произведений для пьесы «Сон в летнюю ночь» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира.
В качестве свадебного гимна он впервые был использован во время венчания Дороти Кэрью и Тома Дэниэла в церкви Святого Петра в Тивертоне (Великобритания) 2 июня 1847 года. Но настоящую популярность марш обрел после того, как 25 января 1858 года прозвучал на свадьбе прусского короля Фридриха Вильгельма IV и английской принцессы Виктории Адельгейды - старшей дочери королевы Виктории. Наконец, 23 января 2018 года участники группы «Рок-Синдром» выпустили свою версию «Марша Мендельсона» в рок-аранжировке. Композиция вошла в сингл группы Gaudeamus.
Любопытно, что США и в большинстве стран Европы в начале свадебной церемонии исполняют совсем другой свадебный марш. Это музыкальная композиция из оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. В англоговорящих странах его часто называют просто «Свадебный марш» (Wedding March) или «Вот идет невеста» (Here Comes the Bride). Что касается «Марша Мендельсона», в Америке его обычно исполняют лишь в самом конце церемонии. Между тем, из всякого правила существуют исключения. Произведение Вагнера не принято исполнять на еврейских свадьбах, поскольку композитор имел репутацию антисемита, а его произведения часто использовались нацистами. Кроме того, в еврейском сообществе Мендельсона считают «своим»…
Однако, наш рассказ о марше Мендельсона был бы далеко не полным без краткой истории жизни его автора. Итак, он родился в 1809 году в Гамбурге в семье банкира Авраама Мендельсона. Дедом композитора был знаменитый еврейский философ Мозес (Моисей) Мендельсон, основатель движения Хаскала («еврейского Просвещения»). Несколько лет спустя после рождения Феликса семья Мендельсонов приняла лютеранство и взяла вторую фамилию - Бартольди. А в 1811 году Мендельсоны перебрались в Берлин.
Юный Феликс рос в богатой творческой и интеллектуальной атмосфере. В доме Мендельсонов часто бывали многие знаменитые люди того времени, в частности, знаменитый философ Фридрих Гегель и видный музыкальный педагог Карл Цельтер. Именно последний обратил внимание на хорошие музыкальные способности Феликса и стал давать ему уроки по теории музыки. Одновременно Мендельсон начал заниматься на фортепиано и на скрипке. В 1821 году Цельтер познакомил мальчика с Иоганном Вольфгангом Гете, который благосклонно отнесся к его таланту.
В юношеские годы Мендельсон уже вел активную концертную деятельность, выступая как пианист и дирижер. В 1824 году была поставлена опера 15-летнего музыканта «Два племянника». В 1826-м Мендельсон сочинил одно из самых известных своих произведений - увертюру к комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Впоследствии он часто дирижировал этим произведением в своих концертах. Музыкант много и часто гастролировал по всей Европе, где его концерты пользовались огромным успехом.
В 21 год Мендельсону предложили звание профессора в Берлине, однако композитор от него отказался. В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV пригласил Мендельсона на пост капельмейстера в Берлин. Король хотел сделать этот город культурным центром Германии. Мендельсону было поручено реформировать Королевскую Академию искусств и руководить соборным хором.
В 1837 года композитор женился на Сесилии Жан-Рено, которая родила ему пятерых детей.
В последние годы жизни Мендельсон пережил яркий роман со шведской оперной певицей Женни Линд, которую он протежировал. Композитор обещал ради Линд бросить семью, чтобы бежать с ней в Америку, угрожал самоубийством, но певица отказалась разделить его судьбу. Измученный безответными чувствами, он написал гениальный Концерт для скрипки с оркестром ми минор, ставший признанным шедевром мировой музыки.
В мае 1847 года умерла старшая и любимая сестра Мендельсона Фанни. Потрясенный этим известием, композитор прекратил концертную деятельность. 28 октября того же года в Лейпциге с ним случился инсульт, а 3 ноября - второй. На следующий день Мендельсон скончался в возрасте 38 лет. Во исполнение последней воли покойного его тело было перевезено в Берлин, где он был похоронен рядом со своей любимой сестрой.
Вскоре после смерти Мендельсона его творчество подверглось жесткой и неоднозначной оценке в статье Рихарда Вагнера «Еврейство в музыке». Признавая за Мендельсоном «богатейший специфический талант», Вагнер обвинил его в подражании Иоганну Себастьяну Баху, а также в содействии «распущенности и произволу в нашем музыкальном стиле». В ответ на эти обвинения Петр Чайковский иронически заметил, что Мендельсон услаждал человечество своими инструментальными сочинениями вместо того, чтобы с немецкой честностью усыплять его подобно Вагнеру в длинных, трудных, шумных и подчас невыносимо скучных операх.
Как видите, заочное противостояние Мендельсона и Вагнера продолжается уже более 170 лет. Однако, не только Чайковский, но и остальные россияне являются явными сторонниками Феликса, чье имя означает «счастливый». В наши дни ни одна свадьба в России не обходится без этого светлого и радостного произведения Мендельсона. Ну, а про заунывный свадебный марш Вагнера у нас знают, разве что, только профессиональные музыканты…