До конца XIX века в различных странах для отсчета долготы использовались свои собственные национальные нулевые меридианы, проходящие, как правило, через центральные обсерватории этих стран. В Великобритании нулевым считался Гринвичский меридиан, во Франции - Парижский, в Российской империи - Пулковский. А в арабском мире долгое время использовали меридиан, проходящий через священный для мусульман город Мекку...
Отсутствие стандартной системы отсчета координат было очень неудобным. наибольшие сложности испытывали штурманы морских судов, которые пользовались картами, изданными в разных странах. Поэтому в 1884 году Международная конференция в Вашингтоне утвердила Гринвичский меридиан в качестве единого нулевого меридиана для всех стран. Как известно, по нулевому меридиану проходит граница между Восточным и Западным полушариями Земли. Это значит, что Исландия, Ирландия и Португалия и множество стран Африки целиком расположены в Западном полушарии. А Великобритания, Испания и Франция находятся одновременно в двух полушариях.
То же самое мы наблюдаем на противоположном «краю» земли, где проходит 180-й меридиан. Половина российской Чукотки расположена в Западном полушарии. А некоторые из принадлежащих США Алеутских островов лежат в Восточном полушарии.
Однако, Гринвичский меридиан служит точкой отсчета не только географических координат, но и всемирного времени. Гринвич - это меридиан нулевого часового пояса (его называют UTC-0) или Всемирным Временем. По нему живут 4 европейские страны: Исландия, Ирландия, Великобритания и Португалия, а также 14 африканских государств. Ну, а на другом конце Земли по уже знакомому вам 180-му меридиану (не везде точно, но примерно по нему) проходит «Линия перемены дат». Это значит, что между соседними точками на карте разница во времени составляет ровно сутки.
Именно такую картину можно наблюдать на затерянном в Беринговом проливе российском острове Ратманова и американском острове Крузенштерна. Между ними проходит оживленная морская трасса, а моряки проходящих мимо них судов неофициально именуют их остовами «Вчера» и «Завтра».
Пересекая Линию перемены дат, уже невозможно корректировать время лишь переводом стрелок часов. При движении кораблей с востока на запад, дата меняется завтрашнюю. Если же судно плывет с запада на восток, то на нем в течение двух дней на календаре будет одно и то же число.