Начнем с того, что композиция Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» была знакома всем без исключения гражданам Советского Союза, поскольку именно это творение являлось эмблемой киностудии «Мосфильм». На всемирной Парижской выставке 1937 года именно она была главным украшением советского павильона под названием «Искусство, техника и современная жизнь». После закрытия выставки прославленную скульптурную группу установили у малолюдного северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку - впоследствии она стала Выставкой достижений народного хозяйства (ВДНХ), а затем Всероссийским выставочным центром (ВВЦ). Впрочем, о Рабочем и колхознице» мы когда-нибудь расскажем отдельно. А сегодня поговорим о творениях веры Мухиной из …стекла!
Многогранное творчество
Из мечты о высоком искусстве родилось еще одно детище Мухиной - легендарный граненый стакан. В течение многих лет Вера Игнатьевна размышляла о создании русской школы художественного стекла. Эта работа свела вместе трех выдающихся людей: Веру Мухину, главного «стекловеда» страны Николая Качалова и писателя Алексея Толстого. Втроем они написали письмо Иосифу Сталину, в котором говорилось: «Стекло – это чудесный материал, при помощи которого можно создавать неподражаемые декоративные изделия». В 1940 году было принято решение открыть в Ленинграде школу художников-стекольщиков, руководство которой поручили Вере Мухиной.
В последнем предвоенном году появились на свет знаменитые мухинские стеклянные вазы. За ними последовала скульптурная группа из матового стекла «Плачущая девушка», которая постоянно вызывала неодобрение товарищей «сверху». Автора часто спрашивали: «Почему, собственно, может плакать советская девушка?»
Все гениальное - просто!
Идея простого и прочного стеклянного стакана с гранями родилась уже в блокадном Ленинграде. Дизайн этого изделия был разработан Верой Игнатьевной в начале сентября, а утвержден 5 октября 1943 года. Знаменитые грани были предназначены не столько для красоты, сколько для придания этой «конструкции» дополнительной прочности. Первая партия граненых стаканов была выпущена в декабре 1943 года на заводе в городе Гусь-Хрустальный (Владимирская область), и вскоре их производство было налажено по всей стране.
Технология создания стаканов такова: стекловарная печь «выстреливает» лепешки раскаленной стеклянной массы. Специальный автомат подхватывает их и насаживает на шаблон в форме стакана. Эти маленькие горячие стаканчики, еще с языками пламени внутри, снова отправляются к открытому огню, который оплавляет края изделий, делая их ровными, без зазубрин. Следующая печь (меньших размеров) предназначена для закалки: сначала она выравнивает температуру по всему объему стакана, доводя ее до 500 градусов, а потом на него резко подается охлажденный сжатый воздух. И получается так, что внешняя, охлажденная сторона стенок сжимается, а внутренняя, горячая, сопротивляется и стремится к расширению. Это сопротивление так и остается в хорошем, закаленном изделии навсегда и придает ему особую прочность. Прошедший такую закалку стакан устойчив к перепадам температуры в 120 градусов и к ударам.
7 копеек, 16 граней
Безо всякой иронии по этому поводу следует отметить, что граненый стакан, который продавался во всех промтоварных магазинах СССР по цене 7 копеек за штуку, являлся столь же полноценным символом советской эпохи, как «Рабочий и колхозница». Не случайно, у классического граненого стакана число граней равно шестнадцати – именно столько союзных республик было в составе СССР с 1940 по 1956 год (до упразднения Карело-Финской ССР со столицей в городе Петрозаводске). У продаваемых сегодня стаканов количество граней составляет от 20 и даже более, но о причинах этой метаморфозы мы расскажем чуть ниже...
А пока вспоним о том, что герой нашего сегодняшнего рассказа много раз воспет в ностальгических песнях эмигранта Вилли Токарева: «Эх, стаканчики, граненые стаканчики, в вашем звоне узнаю я ресторанчики». И действительно, на просторах СССР граненым стаканом пользовались, что называется, «всем миром» - и рабочие, и колхозники, и пресловутая «прослойка» (т.е. интеллигенция). В него наливали и горячительные, и прохладительные напитки, а потому присутствовал он буквально везде и всюду: в солидных ресторанах и дешевых буфетах и на улицах наших городов (вспомните автоматы с газировкой – «простая» за одну копейку и «с сиропом» за троячок). Из него пили чай дома и в поездах. В коммуналках, рюмочных и прямо на улице с ним «соображали на троих».
Мерило всех благ
Если наполнить такой стакан ровно до краев, в него вмешалось ровно 200 граммов. Чуть позже появился стакан с ободком. В народе его прозвали «губой», а сам стакан «губастым». В такой можно было налить уже 250 граммов. Универсальным граненым стаканом стали мерить все, поскольку он подходил не только для жидкостей, но и в качестве меры сыпучих веществ. С чего начинается любой кулинарный рецепт? Правильно: «Возьмите стакан муки, добавьте к ней полстакана сахара…». В России на базарах семечки, ягоды, орехи – все тоже меряются стаканами. Ну, а сегодня все мы являемся свидетелями заката былой популярности этого изделия, которое постепенно сдает свои позиции одноразовому (бумажному либо пластиковому) стаканчику.
В наши дни на заводе в Гусь-Хрустальном граненые стаканы штампуют как и в далеком 1943-м. Только граней у него теперь не 16, а от 20 и даже больше - это сделано в целях ...экономии стекла! Чем больше граней, тем прочнее конструкция, а значит, тем тоньше можно сделать стенку стакана. На даже в таком «утонченном» виде товар расходится не только по России, но и по бывшим союзным республикам – около миллиона стаканов в месяц.
Загляните в свой посудный шкаф, наверняка в нем завалялся хотя бы один граненый стакан. Сегодня у всех нас есть стопроцентный повод хотя бы один раз воспользоваться этим бессмертным творением Веры Игнатьевны Мухиной!