Ходынка, сэр! Сегодня 111 лет аэропорту, где испытывали созданный в Удмуртии первый советский самолет Фото: foma.spb.ru
Мы продолжаем серию публикаций под рубрикой «Есть повод». 3 октября 1910 года на знаменитом Ходынском поле в Москве открыли один из наистарейших аэропортов мира, который просуществовал до 2003 года. Это место примечательно еще и тем, что именно здесь в 1922-м испытывали созданный в Сарапуле самый первый советский самолет «КОМТА».

Начнем с того, что до Первой мировой войны в мире существовало всего несколько гражданских аэродромов. Самый первый из них - «Колледж-Парк» открыли в 1909 году в американском штате Мэриленд. Затем в 1910 году аэродромы возникли английском Брайтоне и в Москве. Потом в Гамбурге (1911), Бухаресте (1912), Бремене (1913) и Бангкоке (1914). Как видите, Москва входит в ТОП-3 старшейших аэропортов мира!

Впрочем, мы очень сильно забежали вперед. Между тем, Ходынка – это место с очень богатой историей. Еще в 1775 году здесь прошли грандиозные народные гуляния по случаю окончания войны с Турцией и заключения весьма выгодного для России мира.

В дальнейшем Ходынское поле неоднократно использовалось для подобных мероприятий. Гулянья проходили, в частности, во время коронаций российских царей. В 1834 году на Ходынском поле открылся Московский ипподром. В конце XIX - начале XX веков Ходынка использовалось для организации крупных выставок. Во время гуляний по случаю коронации Николая Второго в мае 1896 года произошла давка, в которой только по официальной версии погибло 1389 человек, еще столько же получили тяжелые увечья.

Фото: Википедия

В июне 1910 года Общество воздухоплавания получило разрешение штаба Московского военного округа на строительство на территории Ходынского поля летного поля. Официальное открытие аэродрома состоялось 3 октября 1910 года в присутствии военного начальства и многих русских авиаторов. Первый взлет с аэродрома совершил «пионер» польской и российской авиации Михаил Сципио дель Кампо.

В марте 1922 года на Ходынке проходили испытания самого первого советского самолета под названием «КОМТА» (это сокращение фразы «Комиссия по тяжелому авиастроению).

Фото: Танкоград

Он был построен в Сарапуле в бывших мастерских авиадивизиона бомбардировщиков «Илья Муромец». К сожалению, эта машина с тремя рядами крыльев (триплан) оказалась слишком тяжелой, а ее двигатели фирмы «ФИАТ» – слишком слабыми. Во время испытаний в Москве «КОМТА» показала очень слабые результаты по скорости и высоте полета, а потому так и осталась существовать лишь в одном экземпляре.

С 1 мая 1922 года с Центрального аэродрома начали выполняться первые в истории России регулярные международные почтово-пассажирские авиаперелеты по маршруту Москва – Кенигсберг (ныне – Калининград), организованные советско-германским обществом «Дерулюфт» (это сокращение немецкой фразы «Немецко-русский воздушный транспорт»). Все рейсы этой компании в Кенигсебрг, а затем в Берлин, Таллин и Ригу выполнялись на самолетах лишь двух типов: на голландских «Фоккер-3» и немецких «Юнкерс-13».

Фото: Histrf.ru

Приказом Реввоенсовета СССР от 3 ноября 1923 года Центральному аэродрому было присвоено имя Льва Троцкого, впоследствии вместо опального политика этот объект переименовали в честь безвременно умершего полководца Михаила Фрунзе. В ноябре 1931 года на аэродроме было открыто первое в СССР здание аэровокзала, В 1937-м здесь построили бетонную взлетно-посадочную полосу, а в следующем году - подведена линия метро со станцией «Аэропорт».

С Центрального аэродрома совершали свои полеты выдающиеся русские летчики Петр Нестеров, Сергей Уточкин и многие другие. Именно здесь испытывал новую технику и погиб прославленный Валерий Чкалов. На Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе 9 мая 1945 года доставили Акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии. А 20 июня того же года сюда прибыло из Берлина Знамя Победы. В это время уже в течение двух недель на летном поле проходили интенсивные строевые занятия – тысячи солдат и офицеров готовились к Параду Победы, который прошел 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.

Фото: mos.ru

К середине ХХ века помимо Центрального аэропорта в Москве имелось еще две гражданских воздушных гавани: «Быково» (открыт в 1933 году) и «Внуково» (вступил в строй в 1941-м). Появление скоростных крупногабаритных реактивных лайнеров, а также резкое увеличение числа рейсов потребовало создания принципиально новых аэродромных комплексов. С этой целью в 1959 году в Москве окрыли международный аэропорт «Шереметьево», а тремя года позже – «Домодедово».

С этого времени эродром на Ходынском поле уже физически не мог принимать и отправлять гражданские рейсы, а потому полностью переключился на нужды летчков-испытателей и частично военной авиации. В разные годы окрестностях Центрального аэропорта были построены ведущие авиационные ОКБ: Сухого, Микояна, Ильюшина, Яковлева. Последний самолет взлетел отсюда 3 июля 2003 года - это был противолодочный Ил-38 для ВМС Индии.

Фото: Национальный авиационный музей

В том же году аэродром был закрыт. На остатках взлетной полосы еще долгое время брошенная авиационная техника. На этом месте планировалось организовать «Музей авиации на Ходынском поле», однако этим планам не суждено было сбыться. Наконец в 2012 году часть несостоявшихся экспонатов разрезали на металлолом, а наиболее хорошо сохранившиеся выкупил частный Музей техники.

К настоящему времени район Ходынского поля почти полностью застроен жилыми домами, парками и, конечно же, различными торгово-разлекательными центрами.

1/4
Фото: Википедия
2/4
Фото: ИКЕА
3/4
Фото: ParkSeason
4/4
Фото: МЭГЛИ проект