Он мог стать «Москвичом»
Далеко не все наши читатели знают о том, эта машина была спроектирована на Московском завода малолитражных автомобилей (МЗМА), который впоследствии переименуют в АЗЛК, а затем в АО «Москвич». Прототипом новой легковушки послужил Fiat-600, разработанный талантливым конструктором Данте Джакозой.
Проектные работы над «горбатым» начались еще осенью 1956 года, а первый опытный образец (он получил индекс «Москвич-444») собрали в октябре 1957-го. Внешне автомобиль очень походил на итальянский оригинал, но в то же время воплощал множество новых технических решений. Учитывая дорожные условия страны, конструкторы увеличили размер колесных дисков с 12 до 13 дюймов.
Но самое главное отличие заключалось в двигателе - на Fiat-600 стоял 4-цилиндровый двигатель водяного охлаждения. Первоначально на «Москвич-444» установили всего лишь 2-цилиндровый мотор воздушного охлаждения МД-65 от мотоцикла «Урал». Испытания показали, что этот движок непригоден из-за очень малой мощности (17,5 л. с.), недолговечности и довольно низкого картера. В связи с этим был создан новый мотор - V-образный 4-цилиндровый объемом 746 кубиков, который и запустили в серийное производство.
Брежнев за рулем «Запорожца»
Специальным постановлением Совмина СССР от 28 ноября 1958 года новую модель передали с МЗМА на Запорожский комбайновый завод «Коммунар». А всего через полгода - 18 июня 1959-го первый «Запорожец» выехал из экспериментального цеха этого предприятия. До конца года было изготовлено еще 30 машин, прошедших испытания в разных регионах страны. А в июле 1960-го «Запорожцы» решили показать главе государства. По дороге в Москву два специально изготовленных образца осмотрели в Киеве члены ЦК Компартии Украины. Одобрив в целом машины, сделали несколько замечаний. В частности, обратили внимание на повышенный шум двигателя (по сравнению с мотором ФИАТа наш движок работа всегда на пределе своих возможностей).
18 июля 1960 года автомобили осматривало в Кремле высшее руководство страны. Пояснения давал главный конструктор «ЗАЗа» Юрий Сорочкин. Выслушав его, Хрущев сел в машину. Сначала на заднее сиденье, а потом на переднее. Сев за руль, Сорочкин провез хозяина Кремля вдоль здания Совмина и обратно. На втором «Запорожце» самостоятельно проехался тогдашний председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев. Обоим вождям машина очень понравилась. Хрущев сказал, что «Запорожец» должен быть доступен простым людям, поэтому его продажную стоимость следует установить не выше 20 тысяч рублей и в итоге первые «Запорожцы» продавались за 18 тысяч (после деноминации 1961 года – 1 800 рублей).
Русский «танк»
Многие узлы в первых «Запорожцах» были настолько «сырыми», что в отчетах водители-испытатели порой указывали до 600 замечаний! Так, перегон трех машин из Москвы в Крым в 1961-м занял целые сутки: при скорости свыше 50 км/ч моторы глохли, при подъеме на гору Ай-Петри перегревались. Справедливости ради следует сказать: доработанная машина прошла самые серьезные испытания. Из 120 тысяч километров пробега - 70 тысяч по асфальту, 20 - по тяжелому булыжнику и грунтовке, остальные - по грязи, песку, горным перевалам.
Летом 1962-го для ЗАЗ-965 устроили трехмесячные испытания по всей стране. В этом пробеге участвовали три автомобиля. Маршрут длиной в 22 тысячи километров пролегал через Украину, Прибалтику, республики Средней Азии, Красноярский край.
В песках Каракумов и высокогорье Памира двигатели микролитражек перегревались, глохли от нехватки воздуха. В двух «горбатых» заменили коробки передач, у одного оторвалась подвеска. За сутки преодолевали не более 300 километров. Но уже тогда проявились выносливость и прекрасная проходимость «Запорожца» на бездорожье, в грязи он чувствовал себя превосходно. Именно за эти качества сибиряки назовут его потом «Русским танком» и «Королем дорог», а руководители регионов, через которые шла колонна, говорили, что им нужны такие машины.
Интересный случай произошел с испытателем «Запорожца» Иваном Кошкиным. Однажды на «горбатом» он участвовал в скоростной гонке на Кавказе. Чтобы дойти до финиша по указанной трассе, ему не хватало бензина. Кошкин нашел на карте более короткий маршрут, но местные жители объяснили, что проехать там, по горному карнизу над пропастью, можно только на лошади. Тем не менее, Кошкин повел свой ЗАЗ-965 впритирку к скале. В одном месте машина уперлась в завал. Чтобы вылезти наружу и разобрать его, водителю пришлось выдавить лобовое стекло. Под нависающими глыбами «горбатый» пробирался 16 километров (по трассе было бы 270) и к финишу пришел первым, хотя стартовал 76-м. Завидев «Запорожец», грузины на руках принесли его к накрытым столам и, произнося тост, сказали: «На охоту будем ездить теперь только на такой машине».
«ЗАЗы» всякие важны
В октябре 1962 года было освоено производство «Запорожца-965А». У машины появился более мощный (27-сильный против 23 л.с.) двигатель. Этого удалось достигнуть благодаря увеличению рабочего объема с 746 до 887 кубических сантиметров. Максимальная скорость выросла до 110 км/ч, а расход топлива составлял всего 5,5 литров на 100 километров.
Наряду с базовыми моделями на заводе производился экспортный вариант ЗАЗ-965А «Ялта», который отправляли в Австрию и Финляндию. В отличие от обычных «собратьев» он имел многослойную шумоизоляцию, наружное зеркало заднего вида, пепельницу, радиоприемник, хромированные молдинги, ручки «под слоновую кость» с хромированными вставками, а его рулевое колесом напоминало баранку 21-й «Волги».
Следует сказать, что существовали «Запорожцы» самых различных модификаций. По заданию ДОСААФ был разработан учебный автомобиль с двумя комплектами педалей (для ученика и инструктора). В 1962-м завод начал выпускать модификацию для перевозки почты с правым расположением руля (чтобы почтальон-водитель мог безопасно выходить из машины), металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья. С 1963-го завод выпускал автомобили с ручным управлением для инвалидов. Параллельно продолжалась разработка молодежного автомобильчика на базе 965-го с кузовом кабриолет и более мощным двигателем, но, к сожалению, дальше пластилиновых моделей дело не пошло.
ЗАЗ-965 зарекомендовали себя как очень прочные и неприхотливые машины. Гладкое днище и хорошая загрузка ведущих колес (на них приходилось 58% веса машины) обеспечили им неплохую проходимость. «Запорожец» был прост в ремонте, экономичен и неприхотлив. Максимальные скорости у «горбатого» и «Волги» были одинаковы. Главные недостатки «Запорожца» - маленькие салон и багажник. Но зато в то время этот автомобиль могла купить любая семья.
В 1967 году с заводского конвейера сошел новый автомобиль ЗАЗ-966 (над ним работали, начиная с 1962-го), и спустя два года выпуск «горбатых» полностью прекратился. За девять лет завод выпустил 322 106 «Запорожцев» 965-й модели. Сменивший его ЗАЗ-966 относился к более высокому классу, как по массе и габаритам, так и по цене. Это означало, что покупатели враз лишились самой дешевой легковушки особо малого класса - по-настоящему первого советского народного автомобиля. До сих пор многие специалисты и автолюбители считают решение о снятии «горбатого» с производства поспешным: он мог еще несколько лет пользоваться устойчивым спросом.