9 февраля 1945 года правительственная комиссия подписала акт о приемке железнодорожной линии «Ижевск-Балезино» в постоянную эксплуатацию. Эта железная дорога кратчайшим путем соединила Пермскую и Казанскую магистрали, улучшив снабжение фронта боевой техникой, материалами и продовольствием.
Сооружение этой железной дороги началось в январе 1942 года. Для выполнения основного объема земляных работ Удмуртский обком ВКП(б) принял решение о мобилизации на строительство 12 тыс. пеших и 4 тыс. конных колхозников из 29 районов республики. Каждому району было определено задание: место работ на трассе, объем работ и количество людей, которые должны были прибыть на строительство. Так появились Кулигинская, Шарканская, Балезинская выемки.
Земляные работы и искусственные сооружения производились сразу по всей линии и в основном были выполнены в 1942 году. Укладка пути велась одновременно с юга и севера. Летом 1942 года, в период наибольшего разворота работ на строительстве ежедневно трудились 31,5 тыс. человек.
Уже в марте 1943 года по дороге открыли рабочее движение. Еще через год – 10 января 1944 года комиссия Наркомата путей сообщения СССР приняла дорогу во временную эксплуатацию с оценкой «хорошо». Только в 1943-1944 годы по линии «Ижевск-Балезино» перевезли более 1,6 млн т различных грузов, главными из которых явились строевая древесина для авиазаводов и шахт, а также топливо для оборонных предприятий.
Напомним, 24 ноября 2020 года Госсовет Удмуртии на законодательном уровне утвердил 9 февраля, когда была сдана в эксплуатацию железная дорога «Ижевск-Балезино», в качестве официальной памятной даты республики.