• 03 апреля 2025 20:00
  • 26
  • Время прочтения: 32 мин

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ Фото: ООО «Зуринский агрокомплекс»
Почему удмуртские сельхозпроизводители при всех своих успехах и достижениях, при весомом вкладе в экономику и в обеспечение продовольственной безопасности не получают ни достаточного внимания, ни существенной поддержки от республиканских властей и от государства в целом? Этот вопрос лейтмотивом всплывал на продолжении нашего разговора с Еленой Чирковой, руководителем ООО «Зуринский агрокомплекс». Предприятие работает стабильно, развивается, строит большие планы на будущее, много делает и для своих сотрудников, и для жителей района — но какой ценой все это достается! Получается примерно как у Кэрролла: чтобы держаться на вчерашнем уровне, сегодня надо работать в два раза интенсивнее… Но когда это у русской женщины опускались руки от подобных трудностей?

— Елена Михайловна, давайте для начала оглянемся назад, вспомним историю. Ваше предприятие ведь создано не на пустом месте, а на базе крупного хозяйства?

— Про пустое место — это как раз в точку, можно сказать и так, и так. Да, был совхоз «Зуринский», созданный в 1950-х годах, объединивший пять колхозов. В то время Зура была районным центром, здесь работали серьезные предприятия — льнозавод, ПМК, РТП. Огромное село, историческое место, где соединяются старый и новый сибирские тракты, мощная энергетика…

Но в 90-е все пришло в упадок, совхоз опять распался на отдельные хозяйства, которые нам потом пришлось заново собирать вместе — в общем, когда в 1998 меня выбрали руководителем, у нас не было ничего. Ни денег, ни техники, ни даже людей: все, кто мог, отсюда уехали. Образно говоря, от крупнейшего в районе совхоза осталась одна авторучка, вот так начиналась история ООО «Зуринский агрокомплекс».

— Не страшно было взваливать на себя такую ношу?

— Молодая была, отчаянная, все на эмоциях, на адреналине. Огромная поддержка была от семьи: младшей дочке три года, все легло на плечи старшей. Муж сказал: если считаешь, что сможешь, надо браться и делать. Он и сегодня мне помогает. Ну, и коллектив, конечно, подобрался отличный, все сильные специалисты, болеют за дело всей душой, надежная опора и незаменимые помощники.

1/5
Фото: ООО «Зуринский агрокомплекс»
2/5
Фото: ООО «Зуринский агрокомплекс»
3/5
Фото: ООО «Зуринский агрокомплекс»
4/5
Фото: ООО «Зуринский агрокомплекс»
5/5
Фото: ООО «Зуринский агрокомплекс»

— С чего начинали?

— Поскольку не было вообще ничего, я, главный бухгалтер и один из управляющих взяли на себя кредиты, по 300 тысяч. Как бы на развитие личного подсобного хозяйства. Рискнули — а куда деваться? Купили борону-культиватор, пресс-подборщик, так провели посевную. Тогда я все проанализировала — я же по образованию технарь, закончила Механический институт по специальности сельскохозяйственное строительство — и пришла к выводу, что в первую очередь надо обновить тракторный парк, без этого ничего не получится. И начали планомерно этим заниматься, благо, в то время давали хорошие субсидии.

Чтобы свести концы с концами, приходилось очень тщательно все просчитывать, продумывать каждый шаг. Зато получила хорошую закалку, у меня с тех пор осталась привычка: в начале не только каждого года, но и каждого месяца четко расписываю бюджет. Смотрим с коллегами, какие от чего ожидаются доходы, какие есть необходимые расходы, куда какие средства можно направить.

— Долго становились на ноги?

— Первые лет десять было очень тяжело. Был, правда, короткий период, буквально полгода, когда премьер-министром стал Примаков. Тогда для сельского хозяйства было много сделано, мы как будто глотнули свежего воздуха. Смогли закрыть большие долги по зарплате, закупить корма для скота. Потом опять ветер наверху переменился, и началась новая полоса трудностей. Сельское хозяйство — дело рискованное, очень зависит от двух главных факторов: от погоды и от политики.

***

— Какая специализация у вашего предприятия?

— Прежде всего, это молоко. Плюс растениеводство, но оно всегда было вторично, подчинено животноводству. Еще имеем статус семеноводческого хозяйства. Ну, и о мясе уже задумываемся.

— Сколько голов у вас?

— Сегодня у нас 1400 голов КРС и 700 коров. Две фермы, на 400 и на 200 голов — это дойное стадо. Еще есть сухостой и родильное отделение. И сейчас строим новую ферму, две очереди по 300 голов, летом должны запустить, если с оборудованием все будет нормально.

Целый год ждали одобрения бюджетного кредита, при сметной стоимости фермы 155 миллионов нам дали 95. Остальное свои средства, так что сейчас опять тяжелый период. Но надеемся, что за счет современного оборудования, технологий вырастет и производительность, и качество. Справимся!

1/3
Фото: ООО «Зуринский агрокомплекс»
2/3
3/3

— А семенами как давно занимаетесь? Это же очень важная тема для России.

— Был такой период, когда у нас в республиканском Минсельхозе замом работал замечательный агроном Аркадий Трофимович Малков. Они на пару с начальником отдела растениеводства Алевтиной Михайловной Бурдиной очень серьезно занимались этим вопросом. Добивались, чтобы в каждом районе было как минимум одно семенное хозяйство. Вот мы сегодня «отвечаем» за Игринский район.

— Какие у вас семена?

— Мы торгуем всеми семенами, кроме трав. Но будем заниматься и травами — поставили перед собой цель и планомерно к ней идем.

Проблема в том, что еще лет восемь назад семенами заниматься было выгодно, а сегодня — нет. Затраты превышают доход, который мы получаем от семян. Мы платим питомнику за размножение, платим оригинаторам, которые выводят эти сорта, покупаем сертификаты. Расходы на правильное хранение, на транспортировку постоянно растут… А продаем мы их таким же колхозникам, как мы сами, цену высокую не назначишь.

Рисков тоже много — семена же как кот в мешке, неизвестно, как себя поведут. Конечно, стараемся с агрономом выезжать, смотреть вживую, как это растет на поле, но ведь и не все показывают. Плюс у нас все-таки север, здесь начинается нечерноземье Удмуртии. Совсем другой бонитет, если сравнивать, например, с Сарапулом, Можгой, Алнашами. У нас леса, перелески, овраги, холмы, да еще нефтяники «помогают»: дороги, качалки, линии электропередач — в итоге мы на этих мелкоконтурных полях даже не можем широкозахватными орудиями работать. Поэтому и себестоимость получается высокая. А помощи от государства нет.

— И, тем не менее, вы все-таки остаетесь семхозом?

— Стараемся как-то выходить из положения. Будем уменьшать количество сортов. У нас сегодня четыре сорта пшеницы, три сорта ячменя, два — ржи. Зачем так распыляться? Оставим необходимое. В любом случае, нам надо больше фуража. Хотя мы уже и хлеб печем из своей пшеницы. Сорт ирень, хлебопекарные качества прекрасные, правда, урожайность низкая. И чтобы обеспечить, допустим, хлебоприемное предприятие, надо засевать не меньше 300 гектар, а для нас это много, нам достаточно 100. Объединиться бы с партнерами — но никто не хочет рисковать, все хотят гарантированную прибыль. А в сельском хозяйстве с этим сложно.

***

— Земли вам хватает, чтобы развиваться, реализовать все ваши планы?

— Земли достаточно, у нас плотность скота низкая — не сравнить, например, с Вавожем. Поголовье можем увеличить легко, но проблема с людьми. Катастрофически не хватает специалистов: очень нужен ветеринар, зоотехник, доярки, механизаторы… Да все нужны!

И ситуация такая не только у нас на предприятии — вообще на селе. Некому работать в школах, в больницах, не хватает кадров, чтобы нормально организовать, наладить жизнь: социальную сферу, инфраструктуру. Сегодня город — наш злейший враг, он высасывает все соки, выкачивает все ресурсы. Конечно, так не будет продолжаться вечно, я верю, что ситуация изменится, но вот тех, кто уже уехали, вернуть будет очень трудно. А главное, тут без помощи, без участия государства ничего сделать невозможно.

Давайте вспомним советские времена — тогда ведь было немало хорошего. Например, сельчан освобождали от НДФЛ. Не потому, что такое уж было богатое государство, просто понимали, что им надо помогать. Были и жесткие меры, колхозникам не давали паспорта, нельзя было никуда выезжать. Я не говорю, что это хорошо, — но ведь иначе бы не прокормили страну! Хотелось бы, чтобы и сегодня государство активнее занималось этими вопросами, поддерживало село.

1/4
Фото: ООО «Зуринский агрокомплекс»
2/4
Фото: ООО «Зуринский агрокомплекс»
3/4
Фото: ООО «Зуринский агрокомплекс»
4/4
Фото: ООО «Зуринский агрокомплекс»

— И как вы справляетесь с кадровым голодом?

— Всеми возможными способами. Создаем для людей максимально привлекательные условия. Вот, например, ввели бесплатные горячие обеды. Зимой для тех, кто работает в гараже и для тех, кого привозим на работу из деревень, летом кормим всех сотрудников.

Всех, кто отработал не меньше года, регулярно отправляем в профилакторий за счет предприятия. А тех, кто работает уже больше пяти лет — в санаторий. Хороший работник — здоровый работник, а с больницами у нас не очень: терапевт приезжает из Игры три раза в неделю, попробуй к нему попади. Так что действуем превентивно.

Вообще, люди у нас на вес золота, и отношение к ним соответственное. Вот у нас доярка живет в деревне Квардавозь. Родила, ушла в декрет, ребенка надо минимум два раза в месяц возить в Игру, к докторам, потому что ни в деревне, ни в Зуре нужных специалистов нет, Кто-то на пенсию ушел, кого-то сократили. Автобусы рейсовые тоже сократили, машины у семьи нет — как быть? Вожу сама.

— А как вообще добираются на работу те, кто живет не в Зуре?

— У кого есть машины, оплачиваем бензин. Есть квартира для специалиста, хочешь — живи, только работай.

Бывают и особые ситуации. Приехала, например, из Балезино прекрасный, грамотный специалист, купили специально для нее дом. Ей все нравится, но через полгода дочь, семиклассница, категорически заявляет, что хочет обратно, к бабушке. А мать же ее не бросит! И вот теперь каждый день добирается на работу на перекладных: до Игры с нефтяниками, а там уже мы ее забираем. Главный зоотехник живет в Игре, тоже ездит каждый день.

— Наверняка и за социальную сферу в районе ответственность во многом ложится на вас? Вы же практически сейчас градообразующее предприятие?

— Конечно, помогаем. Деревни сегодня буквально брошены, ни магазинов, ни медпунктов, газа до сих пор нет. А там много пенсионеров, в том числе и наших ветеранов. Без поддержки им не продержаться. Даже хлеб по деревням свой развозим. И своим же транспортом.

И в целом село, конечно, поддерживаем. Раньше было легче: был совет села, крепкие предприятия, если надо что-то сделать, действовали сообща. Сегодня, пожалуй, у нас еще только двое молодых ребят, которые лесом занимаются, понимают свою социальную ответственность, тоже выделяют средства. А потребностей меньше не стало, наоборот. Дом культуры, садики, школа — у всех проблемы. Недавно вот помогли школе оборудовать зону для коворкинга, ребята собираются по интересам, проекты различные делают. Это сейчас модно, современно, у городских есть, а у наших, что, не должно быть? Как же их здесь удержать тогда?

Дом культуры постоянно обращается, никогда не отказываем. Им тяжело: даже какое-то мероприятие провести — средств нет. Мы привезли крупу, мясо, сварили кашу, накормили все село — праздник состоялся!

— А со здравоохранением как ситуация?

— Есть участковая больница, ее тоже поддерживаем. Совсем недавно, в конце февраля купили новый кардиограф — прежний вышел из строя, отработал свое. Сейчас приобрели вакуумный массажер, тоже взамен старого, сломавшегося. А прибор необходимый: у всех доярок проблемы с суставами, профессиональная болезнь.

— Это же все большие расходы, как выдерживаете?

— С каждым днем все тяжелее и тяжелее. Расходы растут какими-то невероятными темпами, по всем статьям. Сравнили затраты на топливо в 2023 и 2024 годах. Количество одинаковое израсходовали, а заплатили на 25 процентов больше. То же самое электроэнергия. Инженер раньше на 100 тысяч привозил целую Газель запчастей, сейчас все в кабину помещается. Запчасти к импортным тракторам вообще подорожали в три раза!

— И все это ложится на себестоимость…

— А вот себестоимость мы как раз снизили. За счет того, что увеличили урожайность, надои.

— То есть колоссальными усилиями вы нивелировали подъем цен?

— Да, но это чего стоит? Когда начинали строить ферму, я делала расчеты, получалось, что для того чтобы жить нормально, мы должны сдавать 17 тонн молока. А сегодня надо уже 25 тонн — и это не жировать, а просто свести концы с концами. Мы бежим из всех сил, а догнать не получается, цены растут быстрее…

1/4
Фото: ООО «Зуринский агрокомплекс»
2/4
Фото: ООО «Зуринский агрокомплекс»
3/4
Фото: ООО «Зуринский агрокомплекс»
4/4
Фото: ООО «Зуринский агрокомплекс»

— И какой выход?

— Я не понимаю, почему мы честно и хорошо работаем, даем нужную продукцию, платим сполна и вовремя налоги, но живем при этом хуже, чем другие? Тот же Татарстан, Московская область, Ленинградская. Почему там сельхозпроизводителей поддерживают по-настоящему, а у нас всех субсидий — только на молоко и племенной скот. Мы пятые в стране по молоку, по молочке — а по поддержке в самом хвосте. В Татарстане хозяйствам бесплатно дают или дешево продают определенное количество удобрений, чтобы земля не истощалась. Дают дотации на топливо, на ГСМ. А у нас — вплоть до того, что говорят: вы же предприниматели, работаете на себя, какие вам субсидии. А то, что еще и людям вокруг помогаете, значит, альтруисты. Не хотите — не помогайте. Вот так, прямым текстом.

В нулевые, в десятые годы у нас в Удмуртии все буквально в ручном режиме регулировалось. Были перегибы, конечно, но в целом-то все росло, развивалось, и сегодняшние результаты — они корнями туда уходят. И сегодня тоже хотелось бы больше внимания и понимания.

Почему Белоруссия, которая чуть больше Удмуртии, продает свою продукцию по всей России, до самого Хабаровска? У нас сегодня затоваренность маслом, нас уже предупредили, что закупочные цены будут снижать. Но ведь в других-то городах того же масла не хватает, а страна огромная. Мы свое дело сделали, произвели. Может, теперь кто-то должен заняться продвижением, распределением? Я считаю, должно быть какое-то государственное регулирование, стратегическое мышление. Чтобы в итоге и продуктов всем хватало, и чтобы производители могли нормально работать и развиваться.

Не зря ведь говорят: не будет деревни — не будет России. Мы же тут не только про продовольственную безопасность, но еще и про патриотизм. В городе каждый сам за себя, друг другу все чужие, а здесь ты всегда на виду, здесь люди как-то держатся вместе, и землю свою по-настоящему любят.

— И все-таки, как считаете, виден свет впереди?

— Конечно. Если не верить, то не надо этим и заниматься. Я общаюсь со своими сотрудниками, смотрю из окна кабинета на нашу новую ферму, вспоминаю, какие ребята замечательные учатся у нас в агроклассе в зуринской школе, можно сказать, наши воспитанники, — и снова как будто крылья вырастают. Все у нас будет хорошо!

ООО «Зуринский агрокомплекс»

427161, Игринский район, с. Зура, ул. Совхозная, 1.

Тел. +7 (34134) 4-81-05

e-mail: agrokomplex-zura@mail.ru

Реклама. ООО «Зуринский агрокомплекс». ИНН: 1809905830. Erid: 2VtzqwiHas3