• 06 марта 2025 13:00
  • 110
  • Время прочтения: 66 мин

ДУШЕВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД

ДУШЕВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД Фото: Ижевский детский сад №40
Ижевский детский сад №40 — никакой не центральный, вполне на первый взгляд обычный. Но когда в него попадаешь, сразу окунаешься в атмосферу добра, уюта, чистоты и душевности. Подробности — в интервью с заведующей Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №40» Галиной Махмутовой.

— Галина Григорьевна, давно вы здесь заведующая?

— В этом саду в должности заведующего тружусь тридцать четвертый год.

— Нечасто можно встретить человека, проработавшего столько лет на одном месте. А если учесть, что в детском саду год надо считать как минимум за два, настолько работа здесь сложная и ответственная, и прибавить, что руководитель все проблемы пропускает через себя и отвечает за все… Вот уж точно можно сказать, что выбрали свою судьбу раз и навсегда. А как вы вообще попали в дошкольное образование?

— В детстве я, как многие, занималась в музыкальной школе. Потом поступила в Воткинское музыкально-педагогическое училище, училась на музыкального руководителя. По распределению попала в школу, но когда родился ребенок, перешла на работу в детский сад. Видимо, как-то проявила себя, свою активность, и мне предложили стать председателем профсоюзного комитета дошкольных работников «Ижстали». Там я проработала четыре года, параллельно учась в Глазовском пединституте. А потом уже захотелось полученные знания применить на практике — и мне предложили возглавить детский сад, именно этот. Это был 1991 год.

— Самое, пожалуй, трудное для бюджетников время: лихие 90-е, перестройка…

— Мы тогда еще не были бюджетниками, относились к ПО «Ижсталь», но было, действительно, очень сложно. Помню, первое время мы даже игрушки сами шили, мастерили. Потому что в магазинах не было того методического и игрового материала, и завод как мог выживал и конечно денежных средств выделялось недостаточное количество. Но зато, когда к нам приехала делегация из Финляндии, — это надо было видеть! Они с нашими игрушками в обнимку на коврах фотографировались — в общем, были в полном восторге. Потому что это же такая теплая, почти домашняя атмосфера. Я всегда говорила: у нас детский сад небогатый, но душевный! Материально, конечно, сейчас стало намного лучше, но атмосфера не изменилась.

— А как удалось ее сохранить, пронести через столько лет? Понятно, что тон задает руководитель, но ведь и от коллектива многое зависит?

— Часть сотрудников вместе со мной еще с тех пор: кто-то даже раньше пришел, кто-то чуть позже. То есть костяк сложился и работает уже много лет.

— И что, совсем нет текучести?

— Ну, так не бывает. Все равно люди приходят и уходят. Кто-то потому, что испугался трудностей и ответственности, у кого-то личные обстоятельства — по-разному бывает. Кого-то я не устраиваю как руководитель — слишком строгая, требовательная. У нас не принято делить: вот это мое, а это не мое, делать не буду. Одно общее дело делаем, это должно быть на первом месте.

1/8
Фото: Ижевский детский сад №40
2/8
Фото: Ижевский детский сад №40
3/8
Фото: Ижевский детский сад №40
4/8
Фото: Ижевский детский сад №40
5/8
Фото: Ижевский детский сад №40
6/8
Фото: Ижевский детский сад №40
7/8
Фото: Ижевский детский сад №40
8/8
Фото: Ижевский детский сад №40

— А как Вам удается поддерживать тонус у сотрудников, сделать так, чтобы не было выгорания, чтобы им хотелось дальше развиваться, расти профессионально?

— Вообще не люблю это слово, выгорание.

По-моему, выгорает тот, кто не хочет учиться чему-то новому. Дошел до определенного уровня, познал материал, воплотил в свою работу с детьми, родителями, молодец! И, в конце концов хочется уже чего-то нового. Надо поднимать планку. Жизнь постоянно меняется, система образования тоже меняется. Где-то мы вспоминаем старые приемы, методы — и успешно их применяем. Но и нового много появляется, почему же не изучить, не использовать в работе? Я своим сотрудникам в шутку говорю: познавая, изучая и внедряя новое в работе, я вас спасаю от болезни Альцгеймера, это развивает умственные способности, тренирует мозг. По-моему, педагоги обязаны быть ищущими, стремящимися правильно передавать знания детям — и, конечно, мы стараемся создать соответствующие условия для работы.

Сейчас стало популярным слово наставничество. А ведь это понятие не новое, оно было всегда. И мы эту систему постоянно используем. К каждому сотруднику, кто приходит — будь то воспитатель, помощник — я обязательно прикрепляю наставника, причем из лучших сотрудников.

— Не всегда хороший работник может быть хорошим учителем…

— Это так. Учить — это сложно, это серьезный труд. Стараюсь поддерживать, стимулировать — хоть мы и бюджетники, нахожу возможности для поощрения, потому что это важно.

1/8
Фото: Ижевский детский сад №40
2/8
Фото: Ижевский детский сад №40
3/8
Фото: Ижевский детский сад №40
4/8
Фото: Ижевский детский сад №40
5/8
Фото: Ижевский детский сад №40
6/8
Фото: Ижевский детский сад №40
7/8
Фото: Ижевский детский сад №40
8/8
Фото: Ижевский детский сад №40

***

— Мы с Вами уже вскользь затронули тему новинок в образовательном процессе. Давайте остановимся на ней подробнее. Какие современные методики вы используете?

— не в разрез основной общеобразовательной программе, мы работаем по системе СTEM-технологий. Это модель, которая объединяет 6 модулей: математика, конструирование, экспериментирование, систему Фридриха Фрёбеля, мультстудия, робототехника. СTEM-технологии стали отличной мотивацией для нашей команды педагогов. Это интересно детям и педагогам, которые не стоят на месте, а развиваются вместе с детьми. Работа в команде – это топливо, позволяющее обыкновенным людям достигать необыкновенных результатов. Благодаря этому дети имеют возможность активизировать творческие и эмоциональные компоненты своей личности, и, конечно же, повышается интеллект и идет развитие умственных способностей!

— Вот эти новые методики — они действительно приносят результат, вы его видите?

— Конечно. Образовательный уровень наших ребят позволяет им успешно сдавать тесты и поступать в классы повышенного уровня школ города.

Также мы тесно сотрудничаем со школой №35, на собраниях подготовительных групп ее представители всегда положительно отмечают наших детей. А с 2024 года мы работаем со школой по преемственности «СТЕМ-образование». Наши выпускники, поступившие в школу №35 учатся в СТЕМ-классе.

1/10
Фото: Ижевский детский сад №40
2/10
Фото: Ижевский детский сад №40
3/10
Фото: Ижевский детский сад №40
4/10
Фото: Ижевский детский сад №40
5/10
Фото: Ижевский детский сад №40
6/10
Фото: Ижевский детский сад №40
7/10
Фото: Ижевский детский сад №40
8/10
Фото: Ижевский детский сад №40
9/10
Фото: Ижевский детский сад №40
10/10
Фото: Ижевский детский сад №40

— Ваш детский сад всегда был такой «продвинутый»?

Мы стараемся обогатить наше здание удобными и мобильными возрастные групповые помещения, у нас очень много красивых и креативных кабинетов, насыщенные методическим и игровым материалом для занятий с детьми. Неоднократно наш детский сад становился победителем Всероссийского конкурса-смотра «Лучшие детские сады России», победителем Всероссийского конкурса организаций «ЛидерыОтрасли.РФ», лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая дошкольная образовательная организация» и «Образцовый детский сад» разных годов, и многие другие награды, за конкурсы и достижения.

С 2022 года наш детский сад является Федеральной инновационной площадкой ФИСО «Развитие социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. С 2023 года мы включены в сетевой инновационный проект по теме: «Преемственность дошкольного и начального общего образования при реализации СТЕМ-образования»

— Детей вы принимаете всех подряд или по конкурсу?

— Всех мы физически не можем принять, не хватит мест. И перегружать нельзя: и воспитателям тяжело, и детям трудно. Никакой конкурс мы не проводим, дети попадают по заявлению через госуслуги.

1/10
Фото: Ижевский детский сад №40
2/10
Фото: Ижевский детский сад №40
3/10
Фото: Ижевский детский сад №40
4/10
Фото: Ижевский детский сад №40
5/10
Фото: Ижевский детский сад №40
6/10
Фото: Ижевский детский сад №40
7/10
Фото: Ижевский детский сад №40
8/10
Фото: Ижевский детский сад №40
9/10
Фото: Ижевский детский сад №40
10/10
Фото: Ижевский детский сад №40

***

— Как у Вас строятся взаимоотношения с родителями? Находите общий язык?

— Родители у нас замечательные. Очень благодарна им за понимание, за то, что с уважением относятся к нашему коллективу. Стараемся максимально вовлечь их в воспитательно-образовательный процесс, в нашу жизнь: устраиваем праздники — так, чтобы были вместе и родители, и дети, проводим собрания, диспуты. Недавно провели мероприятие для пап, они увидели, что есть вот такие интересные способы проводить время, причем с детьми, а не просто лежать на диване или смотреть в телефон.

Вообще, наша главная задача — создать прочную связку: родители – ребенок – детский сад. Мы с родителями должны действовать сообща и заодно, образовывать тандем. Образно говоря, взяться за руки и посередине поставить ребенка. И чтобы он чувствовал, что его все любят, чтобы ему было комфортно и, что взаимоотношения между родителями и детским садом добрые и корректные.

— То есть воспитываете не только детей, но и родителей?

— Не то чтобы воспитываем, но многое подсказываем, конечно. Общение с детьми — дело сложное, намного сложнее, чем кажется, если не вникать в тонкости и подробности. И лучше, конечно, не допускать ошибок.

1/4
Фото: Ижевский детский сад №40
2/4
Фото: Ижевский детский сад №40
3/4
Фото: Ижевский детский сад №40
4/4
Фото: Ижевский детский сад №40

***

— Глядя на Вас, невольно задаешься вопросом: где вы берете силы, чтобы столько лет вот это все нести на своих плечах, и при этом добиваться высоких результатов?

— Во-первых, надо любить то, чем занимаешься, тогда работать будет легко и интересно. А во-вторых, и это главное, — я же не одна. Не устаю восхищаться людьми, которые со мной работают. Это и административная команда — старший воспитатель, заместитель по хозяйственной работе, главный бухгалтер. Можно сказать, основная ячейка. Это прекрасные специалисты — педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, специалист дополнительного образования, логопеды. Каждый из них — по-своему уникум.

Казалось бы, ну какая математика может быть в детском саду, два плюс два… На самом деле, методика имеет огромное значение: когда обучаешь ребенка неправильно, навыки не сохраняются. И я рада, например, что у наших детей математические способности развиваются в полной мере. А как они поют! Сразу чувствуется, что отличный специалист провел кропотливую работу, научил правильному звукоизвлечению, привил культуру — это наша Ольга Ивановна, музыкальный руководитель постаралась. Педагог-психолог — помощь сотрудникам, родителям, а уж как дети ее любят, просто не передать словами!

Инструктор по ФИЗО у детей любимый друг, спортсмен, артист в прямом смысле. Любое занятие – это развлекательная и поучительная игра! А на праздниках все специалисты превращаются в сказочных героев, и смотреть на их представления одно удовольствие!

Воспитатели у нас все разные, у каждого свой стиль работы, свой темперамент — и своя изюминка. И все, конечно, друг другу помогают, делятся, подсказывают — дело-то общее, цель одна. И всех их и каждого уважаю и люблю!

А еще у нас замечательные помощники воспитателей и повара, которые обеспечивают идеальную чистоту и порядок, вкусную и полезную еду. Представляете, есть помощники воспитателей, которые работают более 20 лет в нашем детском саду. И других специальностей сотрудники, как одна семья. Как не восхищаться такими людьми?

Люблю свой коллектив, свою команду. И свою работу — наверное, в этом и есть весь секрет!

1/3
Фото: Ижевский детский сад №40
2/3
Фото: Ижевский детский сад №40
3/3
Фото: Ижевский детский сад №40

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №40»

1 корпус: Ижевск, ул. 30 лет Победы, д. 27

2 корпус: Ижевск, ул. 30 лет Победы, д. 11

Тел. (3412) 22-33-40

e-mail: DS040@izh-ds.udmr.ru

Реклама. МБДОУ «Детский сад № 40» ИНН: 1831195417. Erid: 2VtzqvpZCd4