СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ Фото: Феруза Умарова
В ижевском детском саду № 11 делают все, чтобы такой билет получил каждый воспитанник. Подробности — в интервью с руководителем учреждения Ферузой Умаровой.

— Феруза Бахадировна, дошкольный возраст — важнейший период в жизни человека, время, когда закладываются базовые знания и навыки, черты характера, происходит становление индивидуальности. Все это сильно влияет на дальнейшую жизнь. Расскажите пожалуйста, как построена программа образования и воспитания в вашем детском саду. Что в этой программе является предметом особой гордости для вас, как для руководителя.

— Действительно, дошкольное образование и воспитание играет ключевую роль в формировании личности и мировоззрения ребенка. В нашем детском саду мы стремимся создать условия, которые способствуют всестороннему гармоничному развитию детей, обеспечивая им не только знания и воспитательные основы, но и эмоциональное благополучие.

Наша образовательная программа разработана в соответствии с актуальными требованиями законодательства и основана на принципах индивидуального подхода, интеграции различных видов деятельности и создания благоприятной атмосферы для развития каждого ребенка. Мы понимаем, что каждый ребенок уникален, поэтому уделяем особое внимание выявлению и развитию его интересов и способностей.

— Можно подробнее осветить каждый пункт?

— Да, конечно. Во-первых, мы реализуем индивидуальный подход. Программа адаптирована под потребности каждого воспитанника. Педагоги наблюдают за детьми, анализируют их успехи и трудности, чтобы корректировать учебный процесс в зависимости от потребностей конкретного ребенка. Особое внимание уделено ребятам с особыми возможностями здоровья, для них разрабатываются индивидуальные образовательные программы. Воспитатели тесно взаимодействуют с педагогами-психологами, которые оказывают детям помощь и поддержку.

Следующий компонент - интеграция разных видов деятельности. Наши занятия включают элементы игры, творчества, физической активности и познавательной работы. Это стимулирует интерес детей, позволяет им получать разнообразные навыки и развивать свои способности комплексно.

Обязательное условие - создание комфортной среды. Мы создаем атмосферу доверия и поддержки, в которой дети чувствуют себя уверенно и безопасно. Важно, чтобы каждый ребенок знал, что он неповторим и ценен, а его мнение слышат и учитывают.

— А какая роль в вашей программе отводится родителям?

— Сотрудничество с родителями - приоритетная направленность. Родители наравне с ребенком и педагогом – полноправные участники образовательного процесса, наши партнеры. Мы активно взаимодействуем с семьями наших воспитанников, регулярно проводим встречи и консультации, обсуждая достижения и планы на будущее. Родительская общественность в нашем детском саду неравнодушная и очень деятельная. Совет родителей – совещательный орган, при непосредственном участии которого идет образовательный процесс.

— Для человека, а особенно для ребенка, важно, что его окружает: вещи, оформление, в современной педагогике среда рассматривается как компонент воспитательной системы.

— Совершенно верно. Предметная среда — это второй педагог. Мы стремимся создать полифункциональную, доступную, экологичную, безопасную развивающую предметно-пространственную среду для детей, организуем процесс непрерывного пополнения и обновления среды.

1/4
Фото: Детский сад №11
2/4
Фото: Детский сад №11
3/4
Фото: Детский сад №11
4/4
Фото: Детский сад №11

***

— Как вы относитесь к современным методикам в дошкольном образовании? Используете их в работе?

— Внедрение инновационных методов обучения я считаю одним из главных достижений нашего детского сада. Мы следим за тенденциями в развитии образования, изучаем и используем современные технологии и интерактивные материалы, которые помогают сделать обучение для детей более интересным и эффективным.

В нашем детском саду активно реализуется программа СТЕМ-образования, это несколько векторов инженерной направленности: робототехника, Лего-конструирование, экспериментирование, математические развитие, мультстудия.

В ноябре 2024 года, благодаря участию в грантовой деятельности инклюзивной направленности, мы открыли коворкинг-пространство «Шедеврум БЕЗГРАНИЦ» для проведения занятий и мастер классов по мультстудии и рисованию по методикам Sand-art и Эбру — это рисование на песке и на воде.

Продолжает свою деятельность наш музей «Россия многогранная», в котором представлены несколько экспозиций, проводятся экскурсии и музейные уроки для воспитанников. Музейная педагогика является важной частью образовательно-воспитательного процесса.

Мы реализуем проекты патриотической и инклюзивной направленности, активно работаем в направлении поликультурного образования.

1/5
Фото: Детский сад №11
2/5
Фото: Детский сад №11
3/5
Фото: Детский сад №11
4/5
Фото: Детский сад №11
5/5
Фото: Детский сад №11

***

— Важную роль в воспитательном процессе играет личность педагога. Кто работает с детьми у вас? Как педагоги и воспитатели совершенствуют свои методические знания?

— Мы гордимся тем, что наши педагоги постоянно совершенствуют свои профессиональные навыки, участвуют в семинарах и конференциях, внедряют новые методики в свою работу. Это позволяет нам быть на передовой образовательного процесса и обеспечивать нашим детям наилучшие возможности для развития.

В современном мире требования к педагогам постоянно растут. Чтобы соответствовать высоким стандартам образования и воспитания детей, необходимо регулярно обновлять свои знания и навыки. В нашем детском саду мы уделяем особое внимание профессиональному развитию наших воспитателей и педагогов.

Для того чтобы наши специалисты всегда были в курсе новейших методик и подходов в образовании, мы разработали комплексную систему повышения квалификации.

— В чем она заключается, по каким направлениям идет работа?

— Каждому сотруднику предоставляется возможность пройти курсы повышения квалификации. Курсы охватывают широкий спектр технологий: от новых образовательных программ до методов работы с детьми с особыми потребностями.

Мы регулярно организуем и посещаем семинары и мастер-классы городского, республиканского и всероссийского уровня, где педагоги-наставники делятся своим опытом и знаниями. Это отличная возможность для обмена идеями и обсуждения актуальных вопросов в области дошкольного образования. Такие мероприятия помогают нашим сотрудникам быть всегда в курсе последних тенденций и применять их на практике.

- Мы поощряем обмен опытом между нашими сотрудниками. Регулярно внутри коллектива проводятся встречи, на которых педагоги рассказывают о своих успехах, трудностях и находках. Это помогает всем членам команды учиться друг у друга и улучшать свою работу.

- Мы поддерживаем стремление наших сотрудников к самообразованию. Активно используем интернет-платформы для дистанционного обучения, которые позволяют получать знания в удобное для них время.

У каждого из педагогов имеется собственное портфолио, которое постоянно пополняется. Материалы портфолио помогают контролировать и направлять процесс профессионального совершенствования специалистов детского сада.

— Можно назвать ваш коллектив коллективом единомышленников? Какая у вас официальная миссия?

— Сплочённость нашей команды – это основа успешной работы детского сада. Мы понимаем, что только совместными усилиями можно достичь высоких результатов. Поэтому большое внимание уделяется созданию атмосферы доверия и взаимопонимания среди сотрудников. Коллектив детского сада имеет крепкую основу – группу педагогов-единомышленников, ориентированную на постоянное развитие и совершенствование.

В нашем коллективе планово организуются командные мероприятия тематическо-педагогической и развлекательной направленности: выездные сессии, конференции, корпоративы, игровые практики, работа в «лабораториях детства» по интересам (это может быть грантовая деятельность, инновационные площадки, программы, командные конкурсы).

У нас есть чётко сформулированная миссия, которая объединяет всех членов команды. Она заключается в создании благоприятных условий для всестороннего развития каждого ребёнка с учетом его индивидуальные особенности и потребности. Мы воспитываем сознательных, неравнодушных и свободных людей, которые меняют мир.

Наши ценности и принципы также играют важную роль в сплочении команды. Мы верим в открытость, честность и взаимное уважение. Каждый сотрудник знает, что он может рассчитывать на поддержку коллег в любой ситуации. Это создаёт атмосферу доверия и сотрудничества, что положительно сказывается на качестве нашей работы.

Совершенствование методических знаний и сплоченность команды – ключевые факторы успеха нашего детского сада. Мы гордимся тем, что наши сотрудники постоянно стремятся к профессиональному росту и работают вместе ради достижения общей цели.

1/3
Фото: Детский сад №11
2/3
Фото: Детский сад №11
3/3
Фото: Детский сад №11

***

— Вы общаетесь не только с детьми. Родители тоже постоянно контактируют с воспитателями и педагогами. Удается ли находить взаимопонимание с ними? Всегда ли родители слышат воспитателя? Бывают ли сложности в коммуникации, и как удается эти сложности преодолеть?

— Безусловно, взаимодействие между педагогами и родителями – важный аспект образовательного процесса. От того, насколько успешно обе стороны находят общий язык, зависит многое: комфорт ребёнка в детском саду, качество образования и даже психологическое состояние всех участников этого процесса.

Соглашусь, что не всегда родители готовы слушать то, что транслирует педагог. Причины могут быть разные: недоверие к системе образования, личные переживания, отсутствие времени или просто нежелание услышать критику в адрес своего ребёнка. Воспитатели часто сталкиваются с тем, что родители не хотят признавать проблемы своих детей, считая их незначительными или вовсе не существующими.

Сложности возникают также из-за разных подходов к воспитанию. Родители склонны считать, что знают лучше, чем педагоги, что нужно их ребёнку. Это приводит к конфликтам и недопониманию. Например, когда ребёнок транслирует разную модель поведения в саду и дома.

— И как решаются такие проблемы?

— Для преодоления этих трудностей важно наладить открытый диалог. Педагоги должны уметь донести свою точку зрения тактично и аргументированно, избегая критики в адрес родителей. Родителям же стоит помнить, что педагог видит ребёнка в той обстановке, чем они сами, и может заметить те моменты, которые ускользают от внимания дома.

Кроме того, регулярные встречи и обсуждения успехов и проблем ребёнка помогают создать атмосферу доверия. В нашем детском саду уделяется особое внимание взаимоотношениям ПЕДАГОГ - РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК, организуются совместные мероприятия, например, дни открытых дверей или участие родителей в тематических праздниках. Проводятся «Семейные сказочные гостиные», инженерные конкурсы, мастер классы. Работает «Совет родителей», что тоже способствуют укреплению связи между детским садом и семьёй.

1/4
Фото: Детский сад №11
2/4
Фото: Детский сад №11
3/4
Фото: Детский сад №11
4/4
Фото: Детский сад №11

***

— Основы здоровья тоже закладываются в раннем возрасте. Расскажите, как у вас организованы занятия по физической культуре с детьми? Сколько этому уделяется времени? Насколько это помогает повысить иммунитет детей, и снижает ли это порог детской заболеваемости?

Физическая активность в нашем детском саду является неотъемлемой частью образовательного процесса и важным фактором укрепления здоровья наших воспитанников.

Занятия по физкультуре проходят регулярно, три раза в неделю, продолжительность занятий зависит от возраста воспитанников. Элементы активной игры и здоровье сберегающих технологий используются также и на прогулках, и в образовательной деятельности, учитываются в режиме дня.

Мы используем разнообразные методы и подходы: от подвижных игр до гимнастики и спортивных эстафет. Все упражнения направлены на развитие основных физических качеств – силы, выносливости, ловкости и координации движений.

— Для полноценных занятий физкультурой важна еще и материальная составляющая. Какие у вас условия?

— У нас два спортивных зала в двух корпусах, на территории есть спортивная площадка с травяным покрытием, с беговой дорожкой, прыжковой ямой и встроенным оборудованием, мини футбольное поле со специальным мягким покрытием. На прогулочных площадках нанесена разметка для подвижных игр, установлено спортивное оборудование. Приобретено инновационное развивающее оборудование – ростовой конструктор «Бабашки» (это и полоса препятствий, и объекты для подвижной игры и театральной деятельности).

В нашем саду есть собственный бассейн, который также играет важную роль в укреплении здоровья детей. Плавание не только улучшает физическое состояние, но и способствует закаливанию организма, повышению иммунитета.

Кроме того, в нашем детском саду есть много дополнительных занятий физической направленности – спортивная гимнастика, футбол, бего-велосипедная секция, «СКАЗКОритмика» для малышей. В зимний период воспитанники активно катаются на лыжах, играют в хоккей.

Мы видим положительные результаты нашей работы - ребята становятся более активными, выносливыми, реже болеют. Наши дети принимают участие в районных, городских и всероссийских соревнованиях, занимают призовые места.

1/5
Фото: Детский сад №11
2/5
Фото: Детский сад №11
3/5
Фото: Детский сад №11
4/5
Фото: Детский сад №11
5/5
Фото: Детский сад №11

***

— Еще одна важная тема – патриотическое воспитание. Какие мероприятия у вас запланированы в год 80-летия Победы?

— Безусловно, мы уделяем особое внимание патриотическому воспитанию, потому что считаем, что любовь к Родине начинается с уважения к её истории. В рамках празднования 80-летия Победы мы запланировали и готовим несколько мероприятий, которые помогут нашим воспитанникам глубже понять значимость этого события.

Прежде всего, планируем провести серию встреч с ветеранами. В рамках проекта «Открытые страницы прошлого…» планируем проведение тематических выставок и экскурсий в нашем музее. Мы покажем уникальные экспонаты времен войны, фотографии, документы, личные вещи участников боевых действий. Всё это поможет погрузиться в атмосферу того времени и почувствовать себя частью великой истории нашей страны. В подготовке данной экспозиции задействованы педагоги и родители наших воспитанников.

Планируем выпустить книгу «Воспоминания рода – история в лицах». В книге будут опубликованы «живые истории» о родственниках наших родителей, педагогов и сотрудников, которые прошли Великую отечественную вону, стали её участниками.

Большое внимание уделяем культурным мероприятиям. В честь 80-летия Победы в детском саду будут организованы концерты, спектакли и кинопоказы, примем участие в акции «Бессмертный полк», создаётся мультфильм памяти «Дети войны».

И, конечно же, не забудем о спортивных мероприятиях. Соревнования, посвященные Дню Победы, станут символом силы духа нашего народа, который смог преодолеть все трудности и выйти победителем.

***

— Какие у вас планы на 2025 год?

— Во-первых, мы планируем расширить использование интерактивного оборудования в группах. Это позволит детям более активно участвовать в процессе обучения, развивать творческие способности и улучшать навыки работы с современными технологиями.

Во-вторых, будем уделять больше внимания развитию экологического сознания у детей. В рамках этой программы планируется организация специальных мероприятий, посвященных охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Также собираемся расширять социальные связи в плане сотрудничества с образовательными организациями России – это детские сады, Московский педагогический университет, Федеральные инновационные площадки. В инженерном СТЕМ направлении будем создавать общие проекты с одной из ижевских школ – развивая тем самым преемственность и бесшовное социальное сотрудничество.

Запланирована организация музейного направления во 2 корпусе нашего детского сада и расширение музейных экспозиций. А также будет увеличено количество кадетских групп.

1/2
Фото: Детский сад №11
2/2
Фото: Детский сад №11

— Какие нововведения будете внедрять в своей работе?

— В планах есть развитие и внедрение реджио-подхода, нацеленного на развитие индивидуальной личности ребёнка — этот подход ставит ребенка в центр учебного процесса, рассматривает его не как пассивного получателя знаний, а как активного участника своего обучения.

И планируем ввести новые формы взаимодействия с родителями. Мы хотим создать платформу для общения родителей и педагогов, где можно будет обсуждать успехи детей, делиться идеями и предложениями, а также получать обратную связь от родителей.

Мы уверены, что все эти нововведения помогут нам создать еще более комфортные условия для развития и воспитания наших детей.

https://ds11-izhevsk-r18.gosweb.gosuslugi.ru

МАДОУ «Детский сад № 11» имени Героя России Ильфата Закирова

Ижевск, ул. Героя России Ильфата Закирова, 22 А (I корпус), ул. Камбарская, 39 (II корпус).

Тел. (3412) 57-23-45.

e-mail: ds011@izh-ds.udmr.ru