«От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего — страшное расстояние».
С Львом Толстым не поспоришь, прав! Все базовые знания, навыки, черты характера закладываются в дошкольном возрасте, именно они в сумме с наследственностью формируют личность и в значительной мере детерминируют всю дальнейшую жизнь человека. Потом уже очень трудно как что-то исправить, так и наверстать упущенное. Поэтому дошкольное образование заслуживает, пожалуй, намного большего внимания, чем оно получает сегодня. А важность его в случае с детьми, имеющими какие-то особенности развития, надо умножить как минимум на два-три. В детском саду № 24 занимаются и с такими детьми.
О трудностях и успехах, о проблемах и достижениях (все как в жизни!) в своей работе рассказывают заведующая Лариса Ивановна Хомченко и заместитель по учебно-воспитательной работе Людмила Витальевна Романова.
— Что вы считаете главным в дошкольном образовании, какие цели и задачи вы ставите перед собой, перед коллективом?
Л. И.: — Главная цель – это создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Чтобы, когда он перейдет на следующую ступень образования, поступит в начальную школу, был достаточно к этому подготовлен. Чтобы ему во взрослой школьной жизни было не так сложно, а адаптация прошла легко и успешно — вот к этому мы стремимся.
Очень важно, чтобы ребенок прожил свое дошкольное детство интересно и содержательно. Чтобы он наигрался и в то же время научился дружить, взаимодействовать с другими детьми, научился выполнять какие-то действия совместно. Потому что в школе основной упор идет на учебу и дисциплину, а здесь ребенок именно в игре познает окружающее, учится правильным действиям, получает определенные навыки.
Л. В.: — В нашем случае игра — обязательный элемент образования. Потому что невозможно детей дошкольного возраста усадить за парты и дать им знания, умения, навыки. Если взрослые им неинтересны, если они не могут создать специфические для дошкольного возраста условия, дети просто отвернутся, встанут и уйдут. У них, в силу психических особенностей развития детей до школы, еще нет произвольности — умения подчинять свое поведение воле, а не чувствам. Мы ее формируем, но обычно это достигается примерно к семи годам.
— Для того, чтобы дети успешно прошли такой сложный путь, нужны сильные педагоги. Получается, чтобы добиться главной цели, вы, как руководители учреждения, должны решить сопутствующую, не менее трудную задачу — подобрать коллектив из компетентных, квалифицированных, увлеченных делом сотрудников. Как вы справляетесь с этим?
Л. И.: — Прежде всего, надо сказать, что в дошкольном образовании случайных людей не бывает. Мы всегда говорим, что у нас работают люди, больные на голову и душой. В хорошем смысле, конечно. Больные работой. У нас не завод, где пришел, выполнил план и ушел. Здесь фактически вторая семья, педагог — вторая мама для детей, и большая часть жизни отдается им.
Конечно, нехватка кадров ощущается. Педагоги с опытом выходят на пенсию, молодежь идет не очень охотно. Тут и финансовая составляющая — зарплаты у нас небольшие, а предприятий, которые предлагают хорошие заработки, сейчас много, особенно в оборонной сфере. Но есть и другой аспект: зачастую молодежь боится ответственности. Взяться за маленьких детишек и вместе с ними расти — это сложно, не все на это решаются. Тем более, когда речь идет о выпускниках педучилища, вчерашних подростках, у которых нет семейного опыта… Но при этом среди студентов педучилища, которые приходят к нам на практику, есть те, в ком виден большой потенциал. Таких, конечно, стараемся привлечь, убеждаем прийти к нам работать.
— То есть выискиваете таланты?
Л.В.: — Ну, мы, к сожалению, не в том положении, чтобы устраивать кастинг, в материальном плане нам трудно конкурировать со многими работодателями. Но зато мы можем предложить отличную перспективу профессионального и творческого роста в сильном, дружном коллективе единомышленников.
— Сегодняшняя демографическая ситуация в стране — большая проблема. Вы это замечаете по своей работе?
Л. И.: — Да, конечно. Наш детский сад состоит из трех комплексов: в 2021 году были объединены три дошкольных учреждения. На тот момент у нас функционировали 29 групп, в них занимались 700 детей. Сегодня у нас 26 групп и 450 детей. Разница огромная.
***
— В одном из ваших корпусов занимаются дети с нарушением двигательной активности. Давно у вас такая специализация?
Л. И.: — Когда нас объединяли, была одна специализированная группа компенсирующего характера в 69 детском саду, она работала с 1983 года. Сегодня таких групп уже четыре. У нас очень сильные, опытные учителя-дефектологи, и к нам возят детей со всех районов города — родители детей с ограниченными возможностями здоровья тесно общаются между собой, сарафанное радио работает…
— Такая специфика создает, очевидно, много дополнительных трудностей?
Л. И.: — Совершенно верно. Одна из них, например, в том, что у нас нет медицинской лицензии — ее отозвали у всех дошкольных учреждений. Поэтому у нас в штате нет медицинского работника. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата — к этой нозологии, зачастую, присоединяются задержка речевого развития, задержка психического развития, аутизм и другие нозологии с разной степенью тяжести, и всем надо создать соответствующие условия. Это наша проблема. Мы уже дважды ездили в Челябинск, в такой же детский сад — у них есть медицинская лицензия, соответственно, в штате и неврологи, и педиатры, и средний медицинский персонал, который оказывает детям необходимую помощь. Именно так и должно быть.
— Сколько у вас человек в группе?
Л. В.: — Норма наполнения — до 9 человек, это малокомплектные группы. На каждую — два воспитателя, плюс за группой закреплены специалисты, которые проводят ежедневную работу: дефектолог, учитель-логопед и педагог-психолог.
— Группы наверняка отличаются друг от друга, как происходит распределение детей?
Группы формируются на основе заключения психолого-педагогического консилиума. В первую очередь смотрим на двигательную активность ребенка, насколько он мобильный. Группы компенсирующей направленности находятся на первом этаже. Для детей, которые умеют самостоятельно передвигаться, созданы условия на втором этаже. Коридор, лестничные марши, спортивный зал оборудованы поручнями. Все дети разные, сложные, это обязательно надо учитывать.
Дети к нам приходят с рекомендациями ПМПК. В течение 21 дня по закону специалисты должны их продиагностировать. Диагностика — это основа деятельности всех педагогов, которые работаю на компенсирующих группах. На основе результатов диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, и специалисты работают в соответствии с ним.
— К вам приходят в раннем возрасте, с трех лет. Есть шансы как-то поправить ситуацию, приостановить течение болезни?
Л. В.: — Еще раз скажу, все дети разные. Есть такие, кому мы можем лишь помочь оставаться в том же состоянии, только чтобы не стало хуже. Если бы было медицинское сопровождение, то, возможно, мы бы и в плане физического здоровья могли добиться прогресса, но мы оказываем только образовательную и психолого-педагогическую помощь в рамках адаптированной образовательной программы.
Для каждого ребенка есть свое понятие развития, и мы стараемся задействовать как можно больше возможностей. Есть, например, дети с театральными способностями, даже с хорошо поставленной речью, но при этом у них проблема с двигательной активностью. Им дают больше разучивать песен, стихов, максимально задействуют при проведении праздников, различных мероприятий. Педагоги подбирают те направления деятельности, которые наиболее полно соответствуют и способностям ребенка, и его возможностям.
У нас есть группа кратковременного пребывания для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. В детском саду они полдня находятся вместе с родителями. Состояние у детей тяжелое. Они не могут даже самостоятельно сидеть. Для таких тяжелых детей и их родителей детский сад – это окно в мир. Среди родителей данной группы есть мама, у которой ДЦП. Но она не пропускает со своим ребенком ни одного дня, и для них находиться в таких условиях, в такой обстановке — настоящее счастье. Специалисты дают родителям рекомендации, как заниматься дома, что и как можно делать, как общаться, на что обратить внимание. Например, для аутистов крайне важно тактильное взаимодействие — и так далее, нюансов очень много, и к каждому ребенку нужен индивидуальный подход.
— Такая дифференциация — это же не только трудоемко, но и требует от педагогов высокого мастерства?
Л. В.: — Да, это трудно, но, с другой стороны, это возможность для воспитателей, учителей-дефектологов, логопедов значительно расширить свои компетенции в сфере коррекционной дошкольной педагогики, повысить свой профессиональный уровень. Ну и, конечно, наши педагоги постоянно обучаются, повышают квалификацию — без этого нельзя.
По закону все педагоги должны раз в три года обучаться по персонифицированной системе, проходить курсы повышения квалификации, около 16 часов. Но этого, конечно, мало. Система образования постоянно обновляется, появляются новые стандарты. В 2023 году вышла Федеральная образовательная программа, Федеральная адаптированная образовательная программа — все эти изменения приводят к тому, что педагоги проходят дополнительное обучение для реализации данных программ.
Помимо этого, каждый педагог, как правило, дополнительно сам чем-то интересуется, каким-то узким направлением, мы это называем самообразованием. У кого-то это увлечение, хобби. У некоторых педагогов это реализуется в итоге через предоставление платной образовательной услуги.
***
— Какие дополнительные услуги вы оказываете?
Л. И.: — Их много, и они разнонаправленные. Есть из чего выбрать в соответствии со склонностями ребенка и его физическими возможностями.
У нас есть свой бассейн, там занимаются ребята уже не только со всего района, но и со всего города. Действует программа «Мать и дитя», работает специалист по грудничковому плаванию. Мастер спорта ведет занятия по спортивной дисциплине «Сито-рю», она же ведет программу по формированию правильной осанки, профилактики плоскостопия и дефектов стопы.
Программа «Здоровейка» направлена на профилактику сколиоза и плоскостопия и коррекцию нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Услуга очень востребована: родители понимают, что ближе к школе, когда учебная нагрузка возрастает, особенно важна правильная осанка.
Для развития мелкой моторики и художественных, творческих способностей есть отличные программы «Тестопластика» и «ИЗОмоторика». «Хореография» — это обучение детей среднего дошкольного возраста музыкально-ритмическому творчеству.
— Спектр услуг вы как-то специально подбираете?
Л. И.: — Ориентируемся, конечно, на запросы родителей, но главное для нас — дать возможность развить у ребенка именно то, что должно сформироваться в определенном возрасте. Есть такое понятие, как сенситивный период — период времени, оптимальный для формирования какого-то определенного навыка. Конечно, можно начать учить трехлетнего ребенка английскому, но толку от этого почти не будет.
У нас для детей с двух до трех лет действует программа «Поем, играем, пальчики развиваем». В ней используются авторские методики известного талантливого педагога Ирины Юрьевны Цаперцан. В игровой, музыкальной форме идет развитие мелкой моторики. Со второй младшей группы добавляем «Игралочку-развивалочку», туда идут дети, у которых есть склонность к математике, логическому мышлению. У детей старшего дошкольного возраста очень востребована программа обучения вокалу «Домисолька».
— В последнее время появилось много новых направлений, методик — например, большой популярностью пользуется STEM-образование. Как вы к этому относитесь?
Л. В.: — Ничего не имеем против, но тут есть значительная пиар-составляющая, дань моде. Мы исходим прежде всего из реальных возможностей, из кадрового состава. Любую услугу должен оказывать высококвалифицированный специалист в этой области, хорошо подготовленный профессионал, иначе можно не помочь ребенку развиваться, а, наоборот, навредить. Как говорится, лучше меньше, да лучше…
Возвращаясь к той же программе «Домисолька». Там дети учатся не только петь, но и выступать на сцене — а это очень полезный опыт. Учат много песен — через это отлично развивается память. И результаты у них отличные: совсем недавно с песней об Ижевске, которую написала, кстати, руководитель программы Ирина Александровна Авдеева, принимали участие в финальном концерте творческой лаборатории Олега Газманова «Родники.Лаб», который прошел в ДК «Аксион». Там выступали школьные музыкальные группы из Воронежской, Томской областей и республики Чувашия, и наши на таком фоне смотрелись очень достойно. Такие эмоции тоже дорогого стоят!
***
— Важная составляющая работы дошкольного учреждения — взаимоотношения педагогов, воспитателей с родителями. Как они у вас складываются?
Л. В.: — Тут главное достичь взаимопонимания, работать в тандеме. Хороших результатов можно добиться, только действуя сообща, объединив усилия. И в основном родители это понимают, становятся нашими хорошими помощниками и в образовательной деятельности, и в воспитательной программе, и в реализации различных проектов.
Мы проводим много совместных мероприятий, причем стараемся организовать все так, чтобы родители были не просто зрителями, но и участниками. Есть уже определенные традиции, например, в феврале в преддверии Дня защитника Отечества проводим турнир по хоккею на валенках. Участвуем в соревнованиях «Папа, мама, я — спортивная семья» среди семейных команд детских садов города Ижевска в рамках городской спартакиады «Малыши открывают спорт!». Принимаем участие в мероприятиях, которые проводит ижевский Хор отцов и сыновей. Все это сближает и родителей с детьми, и взрослых между собой.
— А в материальном плане вам кто-то помогает — с ремонтом, с оборудованием, материалами?
Л. И.: — Результат первого нашего опыта участия в проекте инициативного бюджетирования — забор вокруг одного из корпусов. Финансирование осуществлялось за счет жильцов многоквартирного дома, и часть средств внесли наши родители. Создали детям безопасные условия. Теперь пишем заявки и по остальным корпусам.
На протяжении трех лет участвуем в инклюзивном проекте инициативного бюджетирования Удмуртской Республики «Без границ». Он направлен на создание безбарьерной среды для детей с инвалидностью. Наша цель — запустить неработающий бассейн, который у нас есть в третьем корпусе. Детям с нарушением двигательной активности он необходим. Финансирование идет из федерального и республиканского бюджетов, а часть средств должны внести спонсоры, здесь уже родители не участвуют.
— Кто выступает в роли ваших спонсоров?
— Большую помощь нашему дошкольному учреждению оказывает компания «Домашняя кухня», которая занимается у нас на правах аутсорсинга организацией питания, руководитель Андрей Геннадьевич Фефилов. Есть хорошая поддержка от депутата Городской Думы по нашему округу Кирилла Ивановича Чечина. Тесно взаимодействуем с Максимом Борисовичем Воробьевым, председателем республиканского Совета инвалидов. Вот так, общими усилиями, всем миром стараемся создать условия, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми, всесторонне развивались и готовились к взрослой жизни.
Фото: детский сад № 24
МБДОУ «Детский сад № 24»
Ижевск, ул. Воровского, 121 (1 корпус), ул. Воровского, 114 (2 корпус), ул. Воровского, 116 (3 корпус).
Тел. (3412) 68-34-19.
e-mail: ds024@izh-ds.udmr.ru
Реклама. МБДОУ «Детский сад № 24» ИНН: 1835041464. Erid: 2VtzqvsNfuY