• 21 августа 2020 14:31
  • 1 163
  • Время прочтения: 4 мин

Железные дороги. Время перезагрузки

Железные дороги. Время перезагрузки
Август – месяц железнодорожников, профессиональный праздник которых выпадает на его первое воскресенье. К сведению, День железнодорожника – это первый профессиональный праздник в России, который был учрежден еще в 1896 году. История Российских железных дорог настолько насыщенна, что сегодня каждый год отмечен знаковыми событиями и новшествами. О том, чем примечателен год 2020-й, рассказал заместитель начальника Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Александр Лапшин.

– Александр Аркадьевич, как меняется нагрузка на железные дороги в условиях противоэпидемических мероприятий, когда сначала ограничивается передвижение населения по стране, потребность в грузоперевозках падает, а потом все начинает восстанавливаться?

– Я бы сказал так: в этом году не нагрузка меняется, а происходит перезагрузка российской сети железных дорог. По территории Удмуртии проходят два хода Транссиба. Северный сегодня обеспечивает реализацию программы развития морских грузоперевозок – по нему идут тяжеловесные длинносоставные поезда из Кузбасса и Западной Сибири в порты Балтийского и Северного морей. А по южному ходу, от Екатеринбурга до Москвы, ставка делается на развитие контейнерных перевозок. По сравнению с прошлым годом, рост объема контейнерных перевозок по Ижевскому региону ГЖД составляет 35 процентов. Задача, которая нам поставлена, – обеспечить выполнение требований по доставке грузов с Дальнего Востока до западных границ России за 7 суток. Такие жесткие сроки определены потому что время – самый дорогой и невосполнимый ресурс. Его наличие – это залог успешного развития экономики. В принципе, перспектива развития контейнерных перевозок значительна. Деревообрабатывающие предприятия Удмуртии, например, переходят на поставки готовой продукции вместо круглого леса и строят у себя контейнерные площадки, а мы подводим к ним пути. Кроме того, мы формируем маршрутные отправки, то есть выстраиваем маршрут от точки отправления до точки назначения так, чтобы исключить необходимость переработки вагонов на сортировочных станциях. Это дает скорость доставки. Мы уходим от непроизводительных потерь, нерационального использования локомотивов, локомотивных бригад и мощностей сортировочных станций. С вводом ограничительных мероприятий темпы этой перезагрузки не снизились, а наоборот, возросли.

– Какова сегодня динамика грузовых и пассажирских потоков?

– По южному ходу в отдельные периоды снижение объема грузовых перевозок доходило до 25 процентов, но сегодня мы его отыгрываем и достаточно быстро. Не зря же говорят что железные дороги – это «лакмусовая бумажка», которая четко реагирует на производственные процессы. И сегодня положительная тенденция наметилась. Что касается пассажирских перевозок, то практически все поезда по Удмуртии восстановлены – и пригородные, и пассажирские. Причем на южном направлении растет составность – если в прошлом году мы отправляли в курортные города по 15-16 вагонов, то сегодня их количество доходит до 19. Повышается востребованность и на других направлениях. Мы этому рады и готовы к этим перевозкам.

заместитель начальника Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Александр Лапшин

– Как идет обновление подвижного состава?

– Эта тенденция сохраняет стабильность на протяжении нескольких лет. Мы получили новые пассажирские тепловозы ТЭП70 БС. В прошлом году – новые грузовые тепловозы 2ТЭ25КМ. С гордостью отмечу, что ремонт этих локомотивов доверен нам. В Ижевске и Агрызе мы обслуживаем и ремонтируем тепловозы для трех регионов ГЖД – Ижевского, Казанского и Муромского. Почему ставку сделали именно на Ижевский регион? Потому что мы доказали, что можем освоить новый подход к технике. Локомотивы нового поколения – это компьютерная система управления, новый тип дизеля – V-образный вместо двигателя со встречным движением поршней, другая система обслуживания. У современных тепловозов выше производительность, тяговые характеристики, топливная экономичность, экологичность, увеличен межремонтный пробег. С ними мы реально получаем тот результат, к которому стремились в прошлые годы. Еще один новый вид транспорта – рельсовые автобусы, которые работают на пригородных маршрутах. В республике таких машин уже шесть. Совместно с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии мы проработали удобное расписание, состыковали график движения с другими видами транспорта, чтобы пассажирам было удобнее. И сегодня получаем от людей много благодарностей, хотя всегда ждем критики, потому что только она может указать на то, в чем еще надо совершенствоваться.

– 30 июня была завершена реконструкция тоннеля под Красноуфимском. В чем сложность этого объекта?

– Нам надо было выполнить большой объем работ в тоннеле протяженностью два километра в сжатые сроки. Был разработан так называемый вариантный график движения поездов, в котором были предусмотрены технологические «окна», когда ремонтные работы шли круглые сутки. Иногда возникали сложные вопросы, которые решались во многом благодаря инженерному подходу, смекалке наших специалистов и опыту прошлых лет, полученному на объектах меньшей протяженности. И мы справились с задачей досрочно – работы были завершены на два суточных «окна» раньше. Выполнение графика движения поездов при этом составило 99,7%. Все отработали свою часть с высоким качеством и самоотдачей, за что я благодарен нашим специалистам.

– Этот год – юбилейный: 75 лет Победы, 100 лет государственности Удмуртии…

– И не только. 100 лет назад было открыто движение по Казанбургской железной дороге – это участок от Казани до Екатеринбурга с ответвлением на Воткинск. Строил его Николай Карлович фон Мекк, который возглавлял Общество Московско-Казанской железной дороги. Его называли железнодорожным королем. К этой дате мы обустроили новый офис для нашего Совета ветеранов – отремонтировали отдельно стоящее здание, оборудовали помещения, благоустроили территорию. Следующее, что будет сделано, – в Ижевске на привокзальной площади состоится открытие памятника Петру Ильичу Чайковскому, созданного по инициативе окружного казачьего общества. Нас часто спрашивают, почему на вокзале, а не у театра, например. Дело в том, что отец композитора был начальником Воткинского завода, который производил паровозы, рельсы и железнодорожные мосты. Это первая связь. А вторая – Надежда Филаретовна фон Мекк, супруга железнодорожного короля, которая познакомилась с Чайковским, когда он преподавал в Санкт-Петербурге, поддерживала композитора на протяжении 14 лет – каждый месяц выделяла по 6 тысяч рублей, организовывала заграничные поездки, помогала издавать ноты. То есть создавала все условия для жизни и творчества. Позднее один из ее сыновей женился на племяннице Чайковского. Так что здесь самая прямая, исторически доказанная связь. Если же возвращаться к теме юбилея Победы, то в этом году мы заложили в сквере имени Титова в Ижевске камень на месте строительства обелиска железнодорожникам, ушедшим на фронт, и труженикам тыла. Его мы откроем уже в следующем году. И у нас снова будет повод для встречи.

Сергей Савинов