– Алексей Викторович, последние несколько лет отметились инновациями в сфере дорожного строительства республики, это в том числе внедрение многоступенчатой системы контроля и новых материалов. Расскажите, пожалуйста, об особенностях и результатах сезона 2023 года?
– Ранняя весна позволила нам выйти на объекты уже 21 апреля. Это позволило на сегодня завершить работы на более 200 объектах дорожного строительства, в том числе капитальный ремонт 49 объектов по нацпроекту «Безопасные качественные дороги».
На комиссии 8 сентября были запланированы еще 104 объекта по БКД. Их планируется завершить до конца сезона – до 1 ноября. При этом 103 объекта уже законтрактованы. Помимо этого, до ноября будут выполнены еще 9 объектов с 2024 года по программе опережающего развития.
Наибольшие сложности возникают по мостовым сооружениям. С начала года были запланированы 12 объектов, сейчас они находятся в работе. Из них два объекта переходящие с прошлого года, в том числе мост через реку Большая Сарапулка в черте города, там осталось поставить конусы, выполнить тротуар и барьерку. Для ускорения процесса непосредственно на объекте работы курирует начальник отдела эксплуатационных сооружений «Удмуртавтодора» Максим Заренко.
По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в октябре будет сдан первый отремонтированный мост в Кезском районе.
Задержка строительства связана с тем, что кадров, особенно мостовиков, не хватает – в стране идет строительство мостов на таких трассах, как М12, многие крупные организации сейчас заняты там. Кто-то уходит на оборонные предприятия, где зарплаты сегодня также выше. Для выхода из ситуации сейчас планируем создать специализированное подразделение на базе «Удмуртавтодор-строй».
В то же время в строительстве мостовых сооружений есть и положительные изменения – в конце прошлого года мы реанимировали цех железобетонных изделий в Можге. Сейчас он уже работает на полную мощность, и мы планируем дальнейшее расширение производства. Цех производит мостовые балки, переходные плиты, лотки и кольца. Таким образом, строящиеся сейчас объекты на 90 процентов выполняются из материалов местного производства, исключение составляют металлические мосты.
Что касается контроля выполнения дорожных работ, то он за последнее время только усилился. Напомню, в 2018 году наш регион первым ввел пятиступенчатую систему проверки – это заказчик, подрядчик, независимый строительный контроль, независимые лаборатории и общественные организации. С прошлого года к ним добавилось ФКУ «Прикамье» и последним – ФАУ «РОСДОРНИИ», поэтому сегодня мы говорим уже о 7-ступенчатой системе контроля. И если подрядчик даже сумел с кем-то договориться, как-то уклониться от ответственности, то следующий проверяющий все равно забракует некачественно выполненный объект.
– А с какими еще сложностями сегодня сталкивается отрасль помимо кадров?
– По прошлому году большой проблемой стало повышение цен на материалы. При этом есть понимание по металлу или щебню с Урала – увеличилось логистическое плечо, вагоны ходили с двухнедельной задержкой, а это простой и уменьшение оборотов поставщика. Но в 2022 году увеличилась цена и на песок, который добывается непосредственно в Удмуртии. Выполнить запланированные объемы работ мы смогли только благодаря дополнительной федеральной поддержке – увеличение стоимости контрактов до 30%, 318 миллионов было направлено на компенсацию затрат на материалы подрядным организациям.
Но на сегодня проблема уже не столь актуальна – цена на материалы снизились, она даже ниже уровня прошлого сезона. У нас уже законтрактованы 93% объектов следующего года. Авансы будут выплачиваться в январе-феврале, когда цены минимальны. Подрядные организации здесь получают дополнительное преимущество – зимой, не разрушая дорог, они могут привезти материалы непосредственно на объект или к себе на базу.
– Есть ли изменения в части обновления общественного транспорта?
– Планируем приобретение 19 троллейбусов в 2024 году, заявка уже одобрена Минтрансом РФ. Кроме того, АО «ИПОПАТ», как крупный холдинг, курирующий порядка 10 регионов, сейчас планирует приобретение 51 единицы техники на пригородные направления. Но это в любом случае очень значительная для компании сумма, поэтому сейчас рассматривается вопрос субсидирования обновления транспортного парка, поскольку ни жителей, ни руководство региона не устроит решение вопроса за счет повышения платы за проезд Полным ходом идет строительство нового аэропорта, уже в следующем году планируем его завершить. Кроме того, «Ижавиа» сегодня ставит перед собой задачу по увеличению парка самолетов, их число должно возрасти до восьми судов. Достаточно успешным показал себя новый рейс до Перми. Поэтому с увеличением парка самолетов будем с руководством «Ижавиа» пробовать открывать новые внутрироссийские направления. Что касается международных рейсов, то мы уже оформляем необходимую документацию на старый аэропорт.
– Насколько успешным показал себя проект платных парковок?
– Здесь с двух сторон надо смотреть. Нам удалось разгрузить центральные улицы, в том числе для проезда общественного транспорта, если брать, например, улицу Пушкинскую. Но, конечно, для владельцев персональных транспортных средств это создает определенные неудобства. Подходим к вопросу индивидуально: так, в интересах работников ИОМЗ «Купол» договорились с перевозчиком и изменили расписания автобусного маршрута в Завьяловский район на более раннее время. Сама система сейчас продолжает дорабатываться, есть сложности с правильным отображением парковки в приложении. Хотелось бы напомнить и о том, что в праздничные и выходные дни парковки бесплатные.
И, конечно, возникает вопрос, куда будут потрачены полученные за счет нововведения финансовые средства. Мы собираемся их направить именно на дорожное хозяйство – ремонт дорог и установку светофоров с обнародованием отчета о реализованных средствах. Это будет сделано ориентировочно в 2024 году, чтобы успела скопиться достаточная сумма.
– Что сегодня уже можно сказать о планах на следующий год?
– Общая стоимость проектов на следующий год предварительно оценивается в 5 млрд рублей. Но будем смотреть по ситуации. План максимум – завершить переходящие объекты 2022-23 года, законтрактовать и выполнить часть проектов по грядущему 2025 году.
Напомню, что в прошлом году мы заказали два больших проекта реконструкции на общую сумму 85 миллионов рублей. Первое – это отворот на аэропорт, до 4 полос, путепровод через железную дорогу и расширение моста через речку. Второй проект – тоже достаточно сложная, перегруженная трасса Ижевск – Воткинск. Ее также будем расширять до 4 полос, но более точечно, разгружая наиболее напряженные участки дороги. Планируем направить оба проекта на государственную экспертизу и начать подготовительные работы уже в 2024 году.
В канун профессионального праздника я поздравляю всех работников дорожной отрасли и желаю здоровья, финансового благополучия и плодотворной работы!
Дмитрий Горбунов