Александр Бречалов, коротко о главном
Итоги пятилетки
– За 5 лет мы кардинально изменили ситуацию в дорожной отрасли – существенно увеличили объем и темпы работ. Да, остались точечные вопросы к качеству, есть справедливые замечания людей – все это мы внимательно анализируем и принимаем решения по каждому эпизоду. Но надо признать, сделано много и в подавляющем большинстве случаев – хорошо. Остальное – предмет нашей внимательной работы на будущее.
Общественный и экспертный контроль
– В 2018-2019 годах мы круто отработали по взаимодействию. В 2020-2021 годах участие общественников уже было меньше. То, что сейчас происходит, говорит о том, что взаимодействие с общественниками и экспертами происходит недостаточно качественно. Я категорически настаиваю: давайте изменим подход. Ярослав Владимирович, вам поручение – провести анализ и доложить мне о принятых решениях. Каждый участок дороги должен быть заранее обсужден с экспертами, специалистами «РОСДОРНИИ». Теперь только так. В режиме онлайн с информированием всех экспертов по каждому объекту мы выслушаем все мнения.
Доступная среда для маломобильных граждан
– Обсуждение с активистами маломобильных групп населения – обязательное условие. Пусть будет дорогое решение, но надо решать проблему с доступной средой.
Люди с ограниченными возможностями должны так же полноценно жить, как и другие. Для этого мы должны организовать условия.
Ямочный ремонт
– Оценка по этому сезону точно неудовлетворительная.
«Удмуртавтодор»
– Не факт, что мы будем продавать «Удмуртавтодор». Мы должны, в том числе вместе с вами, найти лучшее решение, как перезагрузить эту организацию, чтобы она была эффективной, современной и выполняла поставленные задачи.
С чувством юмора
– По ижевским дорогам без Бутылкина (начальник Управления благоустройства и транспорта Ижевска) не разобраться.
Что сделано
Всего за последние пять лет в республике отремонтировано около 1700 километров дорог разного уровня. Судя по статистическим данным, в период 2017- 2021 гг. показатели ввода и ремонта дорог в республике год за годом заметно увеличиваются.
Примером грамотной и качественной реализации дорожно-строительных работ является проект «Глазов», который был реализован в рамках соглашения Правительства УР с Госкорпорацией «Росатом» еще в 2018 году. Именно благодаря финансовому участию федерального энергохолдинга дорожный фонд города был увеличен в 10 раз – с 40 до 422 млн рублей. В итоге северная столица была существенно обновлена – качественно отремонтировали 52 участка глазовских дорог.
Стоит отметить, что с точки зрения природно-почвенных условий наиболее сложные в плане строительства объекты расположены в северных районах. К примеру, это уже сделанные дороги Кез – Кулига – Карсовай и Старые Зятцы – Узи. Была произведена реконструкция мостовых сооружений – построен 100-метровый переход через реку Чепца в направлении Балезино – Сергино. В Сарапуле через железнодорожные пути сделали путепровод.
Из значимых завершенных работ стоит выделить следующие:
- Реконструкция автодороги Орловский – граница Кировской области. Ранее дорога была в грунтовом исполнении, и по ней проезд был затруднен, теперь вся дорога имеет асфальтобетонное покрытие.
- Реконструкция автодороги Сарапул – Воткинск. Дорога разгрузила трафик двух интенсивных автодорог Ижевск – Сарапул и Ижевск – Воткинск. Благодаря реконструкции у жителей появилась возможность добраться из Воткинска в Сарапул и обратно, минуя Ижевск.
- Реконструкция автодороги Воткинск – Черная. Изначально дорога была гравийная. Ее поддерживали, проводили подсыпку и грейдирование покрытия. Теперь на протяжении 21-километрового участка на дороге уложен новый асфальт.
В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» применяется комплексный подход. Это не только ремонт самого дорожного полотна, а также параллельное обустройство тротуаров, системы освещения, внедрение элементов безопасной и доступной среды.
Отработана 5-ступенчатая система контроля качества, а в этом году уже будет внедрено 7 ступеней проверки. Это независимый строительный контроль, операционный контроль подрядчика, контроль со стороны заказчика, общественных наблюдателей, Миндортранса УР, ФАУ «РОСДОРНИИ», ФКУ «Прикамье». Регулярные гарантийные проверки также позволили заметно снизить процент брака при работах. Тем не менее претензии по качеству дорожного полотна имеют первостепенное значение. По итогам 2021 года было много нареканий от местных жителей по конкретным дорожным объектам. Например, перекресток улиц Либкнехта – Воровского в Ижевске. Там была уложена бракованная тротуарная брусчатка. Поставщик ошибку признал и все исправит за свой счет.
Ещё пример – региональная автодорога Бураново – Киясово, отремонтированная в прошлом году. Этой зимой специалисты выявили нарушения. Был проведен ряд исследований, в том числе повторно взяты керны. Несмотря на состояние дороги, керны соответствуют всем физико-механическим свойствам. Причина, возможно, кроется в низком качестве материала. Вопрос на контроле и будет приниматься решение о проведении гарантийного ремонта на данном объекте.
Если в целом оценивать ситуацию, то наблюдается снижение количества брака. Так, при производстве работ в 2018 году, по отношению к 2017 году, процент брака подрядчиков снизился на 6%, в 2019-м – на 13%, в 2020 году – на 28%, в 2021 году – порядка 30%.
Дорожные планы
На стратегической сессии первые лица республики рассказали о будущих проектах в дорожном строительстве. Поставлена задача увеличить число асфальтобетонных заводов (АБЗ), на которых производится современный полимерный битум. Дело в том, что данный материал необходимо хранить в специальной емкости и постоянно перемешивать. Не во всех районах Удмуртии имеются такие установки. Все новые АБЗ максимально загружены. На магистральных трассах полимерные битумы активно используются. На дорогах с низкой интенсивностью в сельских районах, куда проблемно доставить материал с нового завода, пока заливается обычный асфальт. В связи с этим основная задача сейчас – модернизация асфальтовых заводов. В 2022 году планируется запустить 14 новых асфальтосмесительных установок.
Из масштабных строек на ближайшие несколько лет (2022-2029 гг.) следует выделить критические по трафику направления. Это трасса Ижевск – Воткинск – самая загруженная дорога в республике. В рамках ее реконструкции планируется расширение до 4 полос на трех участках объекта общей протяженностью почти в 14 км, что поможет сократить высокую загруженность. Также ожидается реконструкция дороги Ижевск – Аэропорт. Через Воткинскую железнодорожную линию здесь будет проектироваться четырехполосный путепровод и запланировано расширение моста через реку Позимь. Специалисты уже приступили к подготовке этих проектов – на указанные автодороги готовится проектная документация.
Еще в планах – строительство южного обхода Сарапула, реконструкция автодороги Воткинск – Кельчино – граница Пермского края, капитальный ремонт дороги Верхняя Игра – Мишкино – граница Татарстана. При условии дополнительного финансирования разработаны для последующей реализации проекты: «Дорога к победителям», «Туристическая Удмуртия», «Пешеходная Удмуртия», «Развитие велотуризма».
Константин Ижболдин