Нам крутые дОроги дороги
США и ряд европейских стран – признанные лидеры в области дорожного строительства. По качеству дорог они, бесспорно, впереди планеты всей. Надо заметить, и по дороговизне тоже. Если сравнить среднюю стоимость строительства одного километра автомагистрали в России и США, разница получается в 5,5 раза. В пересчете на рубли американский километр выходит в 270 миллионов, аналогичная дистанция на просторах родного отечества – не более 50 миллионов рублей. Но при этом срок эксплуатации американского дорожного полотна значительно превосходит средний возраст российских дорог. Все потому что за океаном, да и ближе к нам – в Европе, основательно вкладываются в инженерные исследования и инновационные разработки. Чтобы построить один раз и надолго. У нас же экономическая модель иная – вначале экономия на материалах, затем каждые 5-6 лет капитальный ремонт дорог, что снова требует немалых финансовых затрат.

За рубежом основа долговечного высокопрочного строительства – технология с использованием монолитного цементобетона. Большое значение имеет так называемая базисная до двух метров подушка, которая создается из гравия, глины и песка. Каждый слой обрабатывают специальными реагентами и максимально утрамбовывают. В результате коэффициент содержания воды в подложке остается неизменным на протяжении долгих лет, и дорога не проседает под постоянной нагрузкой транспорта. Подушку закрепляют двойным слоем асфальта, после чего монтируется арматура для сцепки с бетоном. Верхний слой дорожного пирога состоит из бетонной смеси. В Европе подобные технологии применяют, прежде всего, в Германии – знаменитые немецкие автобаны тому подтверждение. Франция, Нидерланды, Португалия, Австрия также в числе лидеров рейтинга с лучшими дорогами.

Дана от бога русская дорога

В России тема дорог по популярности в разговорах, пожалуй, на втором месте после погоды. Причем обсуждение происходит чаще с негативным оттенком. Но ситуация меняется, однозначно дорог стали строить заметно больше. И, что немаловажно, качество дорожного полотна постепенно улучшается. Внедряются новые технологии, инновационные материалы. Национальный проект БКД – «Безопасные качественные дороги» как раз нацелен на достижение данной цели. Исполнение Нацпроекта курируют несколько министерств, и он состоит из разделов: «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения», «Автомобильные дороги Минобороны России».

В 2021 году утвержден обновленный паспорт БКД. Согласно ему, в перспективе до 2030 года в России ожидается строительство и реконструкция 31 200 км федеральных и региональных автодорог, в том числе скоростных автомагистралей. Если разбить поэтапно срок реализации проекта БКД, важной промежуточной точкой является 2024 год, который сравнивается по аналогичным показателям с 2017 годом.

Дорожная подушка безопасности

Дорожная экосистема в идеале объединяет в себе технологии дорожного строительства, цифровизацию дорожно-транспортной системы, безопасность движения, строительные материалы, а также экологию и ресурсосбережение. Для создания качественных дорог первостепенное значение имеют инновационные технологии и материалы. О них и пойдет речь далее.

При строительстве российских автодорог стали активно использовать геосинтетические материалы на основе полимеров. Их применение повышает срок эксплуатации дорожного покрытия и его экологичность. Геосинтетики имеют высокую устойчивость к воздействию химических веществ, агрессивным средам и резким перепадам температур. 100 лет ежедневной эксплуатации для них не срок. Есть несколько уже проверенных на практике дорожных инновационных материалов. Одни из них геокомпозиты.

Их используют при изготовлении вертикальных дренажей дорог и подпорных стен. Они отлично себя зарекомендовали при дренаже и фильтрации. Геотекстиль – гибкий, прочный и водонепроницаемый материал из полиэфира или полипропилена.

Он необходим для фильтрации влаги и отделения щебня от грунта, чтобы дорожное полотно не деформировалось. Уже есть техническое заключение, что дороги, в основе которых присутствует геотекстиль, трескаются в три раза реже.

Для разграничения слоев дорожного полотна дорожники прокладывают геомембраны – сплошное синтетическое влагостойкое волокно толщиной 1-4 мм. Данный материал имеет устойчивость к растяжениям более 600%.

Основные места укладки мембран – мосты, тоннели, участки дорог с повышенной влажностью, почвы с подземными реками. Мембрана при резком понижении температуры воздуха до морозов не позволит асфальту деформироваться.

Росавтодор с недавних пор стал применять холодный ресайклинг – технологию регенерации и стабилизации асфальтобетонных покрытий. Это способ восстановления дорожного покрытия, при котором старый асфальтовый материал соединяется со смесью вяжущих компонентов. В результате образуется монолитный и прочный материал.

Можно с уверенностью сказать, что предприятия химической промышленности России вооружены инновационными разработками и готовы удовлетворять потребности дорожной отрасли. Был бы спрос, а он, разумеется, имеется. Со стороны водителей – абсолютно точно.

Цифровая трансформация трасс

Интеллектуальная транспортная система – ИТС. Это масштабная цифровая платформа, которая объединяет всю дорожную инфраструктуру страны. Автомобилисты давно уже привыкли к камерам фото- и видеофиксации нарушений на дорогах. Помимо этого, ИТС включает в себя также дистанционный мониторинг транспортных потоков, внедрение электронных платежей, мониторинг погодных условий, экологической обстановки и многое другое – это стало возможным после интеграции передовых информационных, телематических и транспортных технологий. В российских регионах сейчас активно внедряются подсистемы ИТС, с учетом местных транспортных проблем. С помощью подсистем ИТС в региональные центры организации дорожного движения поступит точная оперативная информация о дорожно-транспортной ситуации и прогноз, как она будет развиваться. Это дает возможность автоматизировать работу диспетчерских служб и снизить перегрузки на проблемных участках дорог.

Григорий Волков директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта России
Цитата
Региональная составляющая объединяет обязательный набор подсистем ИТС. Это подсистемы светофорного управления, информирования участников дорожного движения, управления состоянием дорог, метеомониторинга, мониторинга параметров транспортного потока и другие. Отмечу, что предложенные субъектами федерации проекты развития ИТС в городских агломерациях, мы их называем локальные проекты, проходят тщательный отбор с оценкой технической и организационной готовности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления к реализации данных проектов. На реализацию мероприятия по внедрению ИТС в городских агломерациях с численностью населения более 300 тысяч человек предусмотрено 42 млрд рублей на пятилетний период в виде межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, в том числе 8,4 млрд рублей ежегодно.

Кстати говоря, в середине сентября в Сочи прошел Форум «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве». И там детально говорили о необходимости объединения в единую среду информационной инфраструктуры дороги и машины.

Мировой опыт создания ИТС подтвердил их высокую эффективность в повышении безопасности дорожного движения и одновременно в повышении качества функционирования региональных дорожно-транспортных систем и работы автомобильного транспорта. Такой результат достигается за счет расширения возможностей контроля за соблюдением правил дорожного движения, своевременного и качественного информирования участников дорожного движения, оптимизации процессов перевозок, распределения нагрузок на транспортную инфраструктуру, решения транспортных проблем городов, внедрения электронных платежей, снижения загрязнения окружающей среды.

По материалам Росавтодора и Министерства транспорта РФ

Константин Ижболдин