Удмуртия дорожная
О ходе работ в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) на территории Удмуртии проинформировал министр транспорта и дорожного хозяйства УР Алексей Горбачев.

– Алексей Викторович, поделитесь, пожалуйста, как реализуется в регионе важный федеральный проект – БКД?

– Хорошие погодные условия позволили нам начать дорожный сезон не первого мая, как было запланировано, а несколько раньше — 22 апреля. Поскольку объем работ большой, то важно было скоординировать все планы, графики, учесть множество факторов. Всего в рамках нацпроекта БКД в 2021 году планируется отремонтировать 111 объектов – это свыше 139 км региональных и межмуниципальных дорог, а также улично-дорожной сети городов. Все основные работы мы завершим к первому ноября. Важной особенностью этого года является то, что нацпроект «ушел» в районы. Глава Удмуртии объявил 2021 год Годом села. В связи с этим внимание сместилось в сторону муниципальных образований, сельских поселений. Из 111 объектов в сельских территориях реализуются 72. Будут отремонтированы не только дороги, связывающие населенные пункты, но и непосредственно улицы в селах и деревнях. Многие десятилетия они оставались без должного внимания.

– К вопросу качества дорог и соблюдения технологии при строительстве. Как контролируете подрядчиков и субподрядчиков?

– Контроль за дорогами ведется серьезный. Начиная с проверок технической документации и заканчивая проверкой материалов и кернов со всех дорожных объектов в трех независимых лабораториях. Все это пятиступенчатая система контроля. Эта система была нами разработана четыре года назад. Она объединяет заказчика, подрядчика, независимый строительный контроль, независимые лаборатории и общественные организации. Каждая ступень выполняет свою задачу независимо друг от друга. Но в целом это работает как единый механизм. К примеру, заказчики, подрядчики и независимый стройконтроль в своих лабораториях проверяют как качество применяемых на объектах материалов, так и керны, которые берут на объектах. Пока во всех лабораториях не будет получено положительное заключение, объект не принимается. Если лаборатория показывает брак, такой участок полностью переделывается.

Нельзя не сказать об общественниках, которые в обязательном порядке входят в пятиступенчатую систему контроля. Их задача – выезжать на рабочие и приемочные комиссии, проверять объекты, подписывать акты. Рабочие комиссии оценивают качество работ при готовности объекта на 70-80%. Если на объекте назначили приемку, это значит, что все материалы, керны прошли лабораторный контроль. Сегодня мы работаем с четырьмя общественными организациями – ОНФ, «Автомобилисты Удмуртии», организация инвалидов-колясочников «Благо» и Всероссийское общество слепых.

Эффективность мы видим на деле. К примеру, при производстве работ в 2019 году, по отношению к 2018-му, процент брака подрядчиков снизился на 13%, в 2020 году – на 28%, а уже в 2021 году – порядка 33%. Почему? Потому что подрядчику теперь невыгодно выполнять работу некачественно. В случае если объект не проходит лабораторный контроль, если много замечаний, его попросту не принимают, и все работы по исправлению дефектов подрядная организация выполняет за свой счет.

И еще одной ступенью можно назвать наших федеральных коллег из РОСДОРНИИ. В этом дорожном сезоне специалисты приезжали к нам трижды. Под особым контролем были такие объекты, как объездная города Ижевска от автодороги Ижевск – Аэропорт до Ижевск – Воткинск, автодорога (Ижевск – Ува) – Капустино. Были проверки и на ижевских объектах ремонта. Со стороны этого ведомства особых замечаний к проведению работ нет.

– В этом году особое внимание властей уделяется пешеходным зонам и строительству тротуаров. По крайней мере, в Ижевске заметна эта работа. В других городах появятся новые тротуары?

– Действительно, ремонт дорожной сети нами осуществляется комплексно – ремонтируется не только проезжая часть, но и тротуары. Эта работа была начата год назад. В 2021 году мы ее продолжили. И только в рамках нацпроекта будет обновлено более 34 км тротуаров в Ижевске, Сарапуле, Воткинске, а также в районах республики.

Особое внимание при ремонте пешеходных дорожек мы уделяем их соответствию доступной среде. При ремонте занижаются бортовые камни в местах пересечения тротуаров и проезжей части. Для контроля в Ижевске в приемочных комиссиях участвуют представители общественной организации «Благо». С этого года к общественным проверкам присоединились и люди с проблемами по зрению, поскольку на городских тротуарах впервые укладывается тактильная плитка. У дорожников возникали проблемы с правильностью ее укладки, например, на пересечении улиц Красной и Ленина. Перекрестки там нестандартные, поэтому вместе с представителями ВОС продумали, как уложить тактильную плитку, чтобы незрячие и слабовидящие люди считывали верное направление движения. Сейчас по этому образцу выполняются работы на всех остальных объектах. Если есть замечания по укладке тактильной плитки, по сигнальной разметке, по планировке газона вдоль бортового камня – общественники тут же на месте сообщают. Все недочеты устраняются подрядчиками до дня приемочной комиссии.

– По данным статистики, на тысячу жителей нашей республики приходится 302 автомобиля, мы на 10-м месте среди регионов ПФО по уровню автомобилизации населения. С ростом числа машин потенциально растет и аварийность на дорогах. Какие меры предпринимаются для повышения безопасности?

– По очагам аварийности ГИБДД направляет в министерство свои предложения, которые мы включаем либо в нацпроект, либо в свои региональные программы и работы за счет средств республики. К примеру, практикуем установку тросовых ограждений, предотвращающих выезд на встречную полосу движения. Ранее мы и в Ижевске это делали, и в Завьяловском районе, и на региональных дорогах, например, на автотрассе Ижевск – Воткинск. Недавно установили тросовое ограждение на дороге Ижевск – Аэропорт в районе поселка Октябрьский.

В Федеральное дорожное агентство направлены рекомендации для принятия мер безопасности на реконструируемых участках, которые планируется сделать с 2022 по 2025 год на федеральной трассе М-7 «Волга». Это уширения до четырех полос, съезды, полоса разгона/торможения, ограждения, знаки, камеры фото- и видеофиксации нарушения ПДД, светофорные объекты, а также съезды для отдыха большегрузов.

По интеллектуальной транспортной системе – ИТС. Ее мы начнем внедрять в Ижевске с 2022 года. В первую очередь, это умные светофоры и технология «зеленая волна». Интеллект, который станет управлять транспортными потоками, будет повсеместно «видеть» ситуацию. Если где-то происходит авария, он перенаправит движение на свободные дороги. В этом будут участвовать в том числе и те камеры, которые уже сегодня устанавливаются в столице Удмуртии. Кроме того, мы должны оснастить все дороги датчиками интенсивности движения, чтобы система могла понимать, где какая складывается ситуация. Свою заявку по ИТС Удмуртия защитила в Росавтодоре. И со следующего года федерация планирует выделять нам на эти работы деньги.

1/1

– Город расширяется, число автомобилей растет. Требуются новые дороги и развязки. Какие перспективные дорожно-строительные проекты имеются в планах Миндортранса?

– Для себя мы ставим задачу-максимум – разгрузить дорогу Ижевск – Аэропорт. Сегодня трафик движения на этом направлении составляет более 18 тысяч автомобилей в сутки. Поэтому первый этап работы – это строительство путепровода на дороге Ижевск – Аэропорт.

Второй этап – реконструкция за железной дорогой моста через реку Позимь. Там будем либо расширять его до четырех полос, либо рядом строить еще один мост, чтобы транспорт не собирался в этом месте, как в бутылочном горлышке. И, естественно, добавим полосу на дороге, идущей в аэропорт. Также рассматриваем реконструкцию дороги Ижевск – Воткинск. Будем делать уширения проезжей части до четырех полос, где это возможно. На перекрестках нужна полоса для левого поворота, полоса разгона и торможения для правого поворота и центральная полоса движения для проезда прямо.

Что касается Ижевска, то здесь можно выделить два основных направления работы: продление и выведение улицы 10 лет Октября на улицу Студенческую, чтобы появился выход на Якшур-Бодьинский тракт. Сумма, которая потребуется для реализации проекта, – более 1 млрд рублей. И строительство проспекта Калашникова, на который необходимо около 9 млрд рублей. Без финансовой поддержки такую работу сложно выполнить.

Мы рассматриваем возможность включения наших задач в один из федеральных разделов нацпроекта БКД. Но чтобы в него войти, должна быть готова вся проектная документация на объекты. Первым объектом был выбран проспект Калашникова – строительство участка от улицы Союзной до улицы 40 лет Победы. По нашим подсчетам, для строительства новой дороги по две полосы движения в каждом направлении, оставив посередине место для трамвайных путей, на этот участок понадобится 3 млрд рублей. Сейчас задача – подготовить проект и постараться войти в данную программу в 2025 году.

– И в завершение нашего разговора у вас есть возможность поздравить коллег, да и всех автомобилистов с профессиональным праздником.

– Сегодня праздник тех, кто своим трудом прокладывает, обустраивает и содержит в порядке дороги, мосты и объекты уличной дорожной сети.

В любых погодных условиях вы стараетесь делать нашу республику безопаснее и комфортнее, ведь успешная жизнь невозможна без четкого и надежного функционирования системы транспорта!

Благодарю всех вас за ответственность, профессионализм, добросовестный труд и верность своему делу. Уважаемые коллеги, поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем работников дорожного хозяйства!

Константин Ижболдин