«Удмуртавтодор» завершает строительный сезон
Крупнейшее в республике автодорожное предприятие переживает сейчас не лучшие времена, но даже в кризисных условиях на 100% выполняет государственный заказ в рамках нацпроекта БКД. Дорожно-строительный сезон подходит к концу, основные работы позади, самое время подвести предварительные итоги. Генеральный директор АО «Удмуртавтодор» и АО ДП «Ижевское» Андрей Жиренкин откликнулся на предложение «ДК» обсудить положение и перспективы ключевого исполнителя на рынке госконтрактов по ремонту дорог.

– Андрей Васильевич, как в текущем году идет реализация нацпроекта БКД на примере «Удмуртавтодора»?

– Полномасштабно. Национальный проект – приоритетная задача, и мы ее выполняем безоговорочно. Большинство объектов, а это примерно 70%, в рамках БКД на территории Удмуртии выполняются силами двух наших предприятий – АО «Удмуртавтодор» и АО ДП «Ижевское». Финансирование происходит своевременно, и строительство дорог тоже идет по согласованному графику. Удмуртия уже традиционно находится в лидерах, на федеральном уровне подчеркиваются наши успехи. Мы гордимся такой оценкой. Со своей стороны хочу отметить, я много где поработал в дорожной сфере по всей стране, есть с чем сравнивать – в республике сейчас дороги хорошего качества. Есть, конечно, над чем работать, дорожный ремонт – процесс непрерывный.

– Какие инновационные технологии применяет «Удмуртавтодор» при укладке дорожного полотна?

– Мы продолжаем переход на новые инертные материалы – так называемые узкие фракции, чтобы производить асфальтобетонные смеси (АБС) по евростандарту. Если раньше АБС состояли из ингредиентов – щебня, крупных фракций, минерального порошка и битума, то сейчас щебни разделяют на мелкие фракции, чтобы общий каркас смеси был более плотным и износостойким. Это важно с учетом региональных климатических условий – температурного перехода через 0 градусов в межсезонье. Активно применяем также щебне-мастичные асфальтобетоны. Для пластичности добавляются полимерно-битумные вяжущие – добавка ПБВ, чтобы асфальтобетон меньше трескался и реагировал на температурные перепады, как упругая резина. Для внедрения данных технологий нам требуется модернизация производственного комплекса. «Удмуртавтодор» на всей территории имеет свои асфальтобетонные установки для приготовления смеси, но не все из них отвечают новым требованиям. В силу возможностей мы проводим техническое перевооружение. Контракты предприятия на 99% государственные, в которых заказчики предусматривают применение новых технологий. Поэтому заключая контракты, мы подтверждаем заказчику, что готовы к новым реалиям. В 2019 году мы приобрели и запустили в Игринском районе новую асфальтосмесительную установку, которая полностью обеспечивает АБС центральные районы республики. В теплое время года мы можем доставлять смесь в радиусе 100 км и более без потери температурных характеристик и сегрегации. Асфальтобетонный завод производительностью от 100 тонн/час закрывает потребности 2-3 районов. Эти мощности у «Удмуртавтодора» имеются. Но процент износа очень большой, некоторые установки еще 1980-х годов выпуска. Часть из них мы реализуем за ненадобностью, так как капитальные вложения в них уже не оправданы.

– Какие планы у предприятия до конца текущего года?

– Нам осталось произвести и уложить около 50 тысяч тонн смеси. В ноябре мы завершаем сезон 2021 года и все установки закрываем на консервацию и техническое обслуживание. Планируем переброски. Допустим, в Алнашском районе завод, выдающий 100 тонн смеси в час, переводим в Воткинск, потому что там две установки технически выходят из строя. Потребности Алнашского района будем закрывать за счет ближайшего соседа – Можги. В любом случае ни один район не останется без внимания. Везде, где потребуется, мы дорогу отремонтируем.

– Впереди подготовка к зимнему сезону. В функционал вашего предприятия входит содержание автодорог зимой. Как ухаживаете за ними?

– Первый момент – часть техники, которая задействована на летних ремонтных работах, трансформируем к зимнему сезону. Самосвалы оснащаем пескоразбрасывателями, и они превращаются в КДМ – комбинированные дорожные машины. На тракторную технику и самосвалы добавляем щетки-снегоочистители, отвалы разного рода. Сотрудников мы тоже переводим на зимний режим, возвращаем с летних объектов на базы в районы.

Второй момент – это заготовка материалов для борьбы с зимней скользкостью. Сейчас мы ведем активную заготовку ПСС – песчано-соляной смеси. Отдельно закупаем соль и песок, на своих базах перемешиваем, загружаем в КДМ. Торги по приобретению материалов состоялись, победители определены, договоры поставок заключены, сейчас по ним идет работа.

– Можете рассказать нашим читателям о ближайших перспективах? С учетом сообщений о возможной продаже пакета акций государственного предприятия.

– Спасибо Правительству УР и Минтрансу за активную поддержку АО «Удмуртавтодор» и ДП «Ижевское» в сложное кризисное время. Мы продолжаем участие в аукционах на последующие периоды, благодаря большому опыту и технической оснащенности нам удается в них побеждать. В наших организациях трудятся 2 400 человек, их нужно обеспечивать работой. Мы с оптимизмом смотрим в будущее, сегодня на 4 миллиарда рублей мы уже заключили контракты на следующий год. Так что в 2022 году мы еще поработаем, иначе не стали бы заключать госконтракты, в том числе с федеральным финансированием, чтобы потом просто извиниться перед заказчиками и населением за неисполнение. И дальше планируем участвовать в торгах.

По поводу возможной продажи скажу, что при любом варианте развития событий оба предприятия готовы к исполнению решений Правительства УР. Конечно, финансовая поддержка нам сейчас очень необходима. Не секрет, что мы находимся в кризисном положении, и тому много объективных причин. Усугубил трудное положение резкий скачок цен на строительные материалы. В течение всего сезона очень хорошим подспорьем стали приобретенный в позапрошлом году асфальтобетонный завод и около 100 единиц техники. Еще одно такое вложение в виде новой техники и пары асфальтосмесительных установок, и мы сделаем качественный рывок. У нас, кроме «Управтодора», есть еще один крупный заказчик – ФКУ «Прикамье». Руководство данного федерального учреждения подтвердило мне, что они готовы продолжать сотрудничество с нашей организацией, видят в нас ответственного исполнительного подрядчика. Мы сейчас завершаем реализацию очередного контракта с ними на 500 миллионов рублей. И планируем участвовать в реализации проектов, связанных с реконструкцией федеральной трассы на территории Удмуртской Республики. Перспективы в этом направлении есть.

– Я правильно понял вашу позицию, что «Удмуртавтодору» нужен инвестор, а не смена собственника?

– Я бы сказал, с поддержкой Правительства УР мы чувствуем себя увереннее. В любом случае финансовая помощь нужна, независимо от того, откуда она придет. Коллектив сейчас состоит из проверенных людей, которые готовы и дальше выполнять серьезные задачи. Технический опыт позволяет конкурентно участвовать в аукционах и выполнять объемы любой сложности.

Всему коллективу, пережившему с нами этот непростой год, огромное спасибо за труд и поддержку. Искренне поздравляю всех, имеющих причастность к дорожному хозяйству, с профессиональным праздником!

Главное: мы хотим и можем сделать так, чтобы жители республики гордились своими дорогами.

Константин Ижболдин

1/1

Вопрос министру

– Если говорить о перспективах «Удмуртавтодора», какие видите варианты выхода из кризиса, если предприятие никто не купит?

Алексей Горбачев, министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии:

– На сегодня есть два вида процедур, которые предусмотрены законом. Первая – стараться самостоятельно искать выходы из ситуации. Это значит эффективно работать с портфелем контрактов на проведение дорожных работ, оптимизировать расходы и логистику, избавиться от убыточных неликвидных активов. Допустим, нам не надо, чтобы в одном кусте было несколько асфальтобетонных заводов, которые не будут работать на полную мощность. Свои АБЗ у нас есть в Можге и Алнашах. При этом в Можге завод современный, куплен недавно специально для выпуска асфальтобетона по новым ГОСТам. Он рассчитан на выпуск более 180 тонн асфальтобетона в час. На сегодня оба завода на полную мощность не вышли. Если же брать тот же Балезинский район, север Удмуртии, там таких заводов не хватает. Это всего лишь пример, но ситуация понятна, что оттуда, где избыток, надо переносить туда, где не хватает, тем самым у нас будет рациональная себестоимость материала за счет снижения как раз дополнительных расходов. Надо сказать, что оптимизация расходов на предприятии идет уже второй год. Но в целом этот результат будет ощутим лишь спустя некоторое время. Кроме того, со стороны республики также ощутима помощь в поиске дополнительных источников получения кредитных линий для пополнения оборотных средств, особенно остро требующихся дорожному предприятию не в сезон.

Но подчеркну, «Удмуртавтодору», помимо покрытия убытков, нужна еще и масштабная модернизация оборудования и техники. Таких средств у республики, конечно, нет.

Второй вариант – банкротство предприятия. Но если вспомнить 2013 год, то у нас «Удмуртавтодор» уже находился в предбанкротном состоянии, была назначена процедура наблюдения. При этом внешний управляющий изучает всю ситуацию, принимает решение о дальнейшей деятельности. Ситуация в «Удмуртавтодоре» действительно непростая, но на сегодня он работает, поставленные задачи выполняет. Поэтому республика будет использовать все возможности, чтобы это дорожное предприятие и дальше могло сущестовать.