– Александр Сергеевич, поскольку мы беседуем с вами в день 75-летия авиакомпании «Ижавиа», в первую очередь, разрешите передать поздравления вашему коллективу от редакции и наших читателей. С какими результатами компания подошла к этой дате?
– Спасибо за поздравления! Главный результат заключается в том, что наша авиакомпания жива, потому что выживание – основная задача для перевозчика. И она является такой для всех, кто работает на этом рынке. То, что мы живем и развиваемся, как в авиационной части, так и в части аэропортового обслуживания, – большое достижение нашей команды.
За годы, прошедшие с момента создания предприятия, была проведена огромная работа. 75 лет – это же три поколения, если говорить об общепринятых возрастных рамках. Это целая жизнь, в которой были победы и поражения, встречи и расставания, счастье и переживания… Конечно, мы чтим нашу историю, поддерживаем ветеранов, регулярно с ними общаемся. Компания ценит каждого сотрудника, тем более проработавшего длительное время и внесшего свой вклад в становление и развитие авиасообщения.
Но важно не только помнить о прошлом и жить в настоящем. Сегодня мы должны думать о нашем будущем, которое приближается шаг за шагом.
– Что можете сказать о будущем?
– Мы стоим на пороге перемен. Фактически мы активно к ним приступили. После 75 лет работы для «Ижавиа» все только начинается. Часть таких изменений: в первую очередь, это открытие неба и приход в Ижевск крупнейшей российской авиакомпании «Аэрофлот». В ближайшей перспективе – обновление парка воздушных судов, новые программы лояльности для пассажиров, рост качества обслуживания, расширение маршрутной сети.
Мы в полную силу работаем над улучшением сервиса в аэропорту «Ижевск». И на сегодня практически подошли к пределам возможностей в формате действующего аэровокзала. Поэтому дальнейшее развитие будет связано со строительством нового аэровокзального комплекса.
Нас ждет большая реконструкция в части аэродромных покрытий. И здесь тоже есть достижения, в частности, подтверждено финансирование в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ на период до 2024 года. Буквально на днях был закончен ценовой аудит. Скоро начнутся проектно-изыскательские работы.
– Когда будет объявлен конкурс на составление проектно-сметной документации?
– Это сфера ответственности федеральных структур – Росавиации и Администрации гражданских аэропортов (аэродромов). Наша задача – создавать необходимые условия для того, чтобы все запланированные мероприятия были проведены с максимальной эффективностью. На это в 2019 году выделен 61 млн рублей.
– Чем еще порадуете в этом году?
– Если говорить о терминале, то будет еще несколько небольших, но приятных сюрпризов для наших пассажиров. В основе этой работы информация, которая поступает по многочисленным каналам обратной связи. Мы собираем отзывы и предложения на каждом критически важном пункте обслуживания. И, соответственно, делаем выводы, куда двигаться и к чему стремиться.
– А как с новой узловой схемой, протестированной в конце прошлого года?
– В части расписания полетов мы оставляем все как есть до прихода нового парка. В этом процессе мы находимся на финальной стадии.
– То есть внедрение узловой схемы поставлено на паузу, но стратегия в целом сохраняется?
– Да. Это очевидно и логично с точки зрения бизнеса. Мы опробовали эту схему в период новогодних праздников, когда уровень цен и спроса был максимальным. Поняли, что объемы действительно есть и есть перспективы на этом рынке. Но с учетом того, что конкуренция в авиационной отрасли очень высока, мы сделали вывод, что развития на основе новой бизнес-модели можно добиться только на новом типе воздушного судна.
– Глава республики Александр Бречалов, подводя итоги 2018 года, сказал, что при поиске новых решений и новых маршрутов были сделаны ошибки, которые привели к ситуации, когда пассажиры были вынуждены сдавать билеты или добираться до аэропорта назначения с большими задержками. В чем заключаются эти ошибки, и как вы их исправляете?
– При запуске узловой схемы были допущены ошибки в планировании графика выполнения рейсов, которые привели к сбоям. При этом авиакомпания выполнила все свои обязательства перед пассажирами. Сложнее было с тем, что возникшие проблемы привели к повышенному вниманию со стороны контролирующих и надзорных органов. Причины мы озвучили, свою позицию обосновали, но говорить о том, что все вопросы сняты, пока рано. Мы работаем над этим, при этом понимаем, что развиваться и рисковать в условиях, близких к прямому вмешательству в хозяйственную деятельность предприятия со стороны прокуратуры, не получится.
– А в ситуации с управляющей компанией, что стало причиной принятия решения о завершении сотрудничества?
– Возникло много вопросов, связанных в основном с таким феноменом, как распространение информации, не соответствующей действительности. На разных уровнях, в том числе высоких, говорилось, что Синельников подписал договор сам с собой. На это не более чем спекуляция. На самом деле все было известно заранее – нашу команду пригласили именно в качестве управляющей компании. Все намерения были согласованы с действующим собственником. На начальной точке «Ижавиа» была проблемной компанией. Но это внутренние вопросы, и они решаемы. А вот с точки зрения внешних наблюдателей, у кого-то могло сложиться мнение, что все идет не так. Практически одновременно с этим выявились недостатки в планировании узловой схемы. Поэтому с учетом внешних факторов и по согласованию с руководством республики было решено сделать шаг назад.
– Какой опыт вы из этого извлекли?
– Начиная что-то новое, нужно тщательнее планировать и лучше готовиться. В любом случае, результаты есть, основные задачи в прошлом году мы выполнили. А узловая схема – это сверхзадача, которую нужно выполнять на соответствующем ей типе самолета. Это то, что станет толчком для развития региональной авиации.
– Один из ключевых показателей работы авиакомпании – количество пассажиров. В прошлом году у «Ижавиа» был рост и по пассажирообороту, и по количеству перевезенных пассажиров. Тенденция сохраняется?
– По количеству пассажиров в аэропорту «Ижевск» к летнему периоду рост составил порядка 13%. По авиакомпании идет снижение. Это связано с оптимизацией – мы убрали убыточные направления, то есть практически всю программу, которая шла не из Ижевска, за исключением рейсов из Кирова и Пензы. Это запланированные мероприятия, поскольку убыточные рейсы приводят к распылению ресурсов, что противоречит стратегии компании. Мы начнем увеличивать маршрутную сеть, когда будем понимать, что наш парк для этого эффективен. Используемый сегодня Як-42Д эффективен на востребованных регулярных рейсах: из Ижевска в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Анапу и Симферополь; из Кирова в Анапу и Сочи; из Пензы в Симферополь. При этом мы активно развиваем корпоративное направление – чартерные перевозки в Ханты-Мансийск, Новый Уренгой, Братск, Новосибирск и другие города. Здесь мы взяли большие объемы и успешно развиваемся.
– В этом году к числу перевозчиков, осуществляющих рейсы в Ижевск, может присоединиться авиакомпания S7 Airlines. На каком этапе находится эта работа?
– Мы отрабатываем договора наземного обслуживания, расписание, согласовываем слоты. Следующим шагом будет открытие продаж на рейсы. Ждем их прилет в конце сентября.
– В S7 намерены летать в Ижевск из аэропорта «Домодедово». То есть это будет прямой конкурент «Ижавиа»?
– Сейчас все авиакомпании – прямые конкуренты. Но если рассматривать ситуацию в целом, то каждая компания генерирует положительные результаты для авиа-узла, потому что количество пассажиров увеличивается. Соответственно, общий объем услуг, выполняемых аэропортом, тоже растет.
– А как идет процесс разделения «Ижавиа» на авиаперевозчика и аэропортовую компанию?
– План-график разделения согласован. Ждем постановления Правительства УР о создании нового юридического лица – АО «Аэропорт «Ижевск». После этого будет запущена процедура получения нового сертификата на аэропортовую деятельность для нового юрлица.
– Как отметил глава республики, «Ижавиа» закончила прошлый год с лучшими финансовыми показателями, чем было запланировано. Какие задачи поставлены на 2019 год?
– Сохранять стабильность, обеспечивать безопасность полетов, поддерживать регулярность рейсов, которая сегодня близка к 100 процентам. И продолжать работу, которая определит развитие авиационного узла на годы вперед. То, что видят пассажиры в других аэропортах, то, о чем они мечтают, будет и на Ижевской земле.
Автор: Сергей Савинов