• 22 мая 2020 15:47
  • 1 530
  • Время прочтения: 8 мин

«Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой…»

«Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой…»
Одной из самых заметных тенденций в городском пространстве Ижевска в последние годы стало строительство высотных зданий. Если на протяжении многих десятилетий самыми высокими домами в столице Удмуртии были 14-этажки на Центральной площади, то теперь в городе развернулось чуть ли не массовое возведение (число готовых и строящихся домов перевалило за два десятка) 20-26-этажек, чья высота уже вплотную подбирается к заветной отметке в 100 метров. Это, конечно, не Москва, с ее «башнями» в сто этажей высотою за триста метров, но для неизбалованного архитектурными новинками Ижевска новые жилищные комплексы выглядят весьма амбициозно. По мнению некоторых, даже чересчур – необходимость столь высоких зданий в не самых крупных городах не самой густонаселенной страны часто оспаривается. Тем не менее их строят, и наверняка будут строить в дальнейшем. В чем причина любви к высоте, и куда она нас может завести?

Чаще всего напирают на экономический аспект, что довольно спорно. Да, земля в центре региональной столицы дорогая, и логичным выглядит желание по максимуму вернуть деньги, вложенные в строительство. Но при этом в пропорции к квадратным метрам, высотные здания дороже – они требуют усиленных конструкций и дорогих инженерных систем. Кроме того возникают вопросы к городской транспортной инфраструктуре, хотя связь между высотой зданий и нагрузкой на дороги далеко не так очевидна, как это кажется: «пробки» на дорогах в первую очередь зависят не от высотности застройки, а от величины автомобильного парка (и совершенно неважно при этом – выезжают машины из одного 25-этажного дома или из пяти 5-этажных).

Гораздо очевиднее другой аспект: высотки престижны. Это понимали американцы, строя Empire State Building, и Сталин, возводя московские «высотки». Это понимали еще фараоны, стремившиеся перещеголять друг друга в высоте возводимых ими «домов для вечной жизни» – пирамид. Нет сомнений, что и современные высотки выполняют ту же функцию. Причем основным «заказчиком престижа» в мире по-прежнему остаются государство или муниципалитеты, поскольку современные и масштабные архитектурные проекты – яркая демонстрация социально-экономической мощи. Но и граждане пытаются «присоседиться» к престижному проекту, причем за высотные дома они «голосуют рублем», покупая квартиры.

Однако и престижность высоток можно поставить под сомнение: демонстрируя мощь, они зачастую разрушают сложившееся городское пространство. А как же Empire State Building, а как же «сталинские» высотки? Ведь и они строились не на пустом месте, а «поверх» существовавшей на тот момент застройки. Да. Но городское пространство Нью-Йорка в те годы было весьма хаотично. И «эмпайр» не нарушал гармонии, потому что ее не было. А в Москве 30-х старая застройка сносилась целыми районами. Центр же Ижевска к концу советской эпохи в значительной мере сформировался, причем – по единым архитектурным проектам. И сносить его вроде рановато. Как бы там ни было, но Ижевск включился в «гонки по вертикали», и уже есть ряд интересных проектов.

1/3
Empire State Building, Нью-Йорк
2/3
ЖК «Республика» и ЖК «Колизей», Ижевск (проект)
3/3
Дом на Кудринской площади, Москва

Первым стал ЖК «Колизей», буквально втиснутый между домами по ул. Горького и эспланадой Центральной площади. Дом получился очень симпатичным, но несколько несоразмерным окружающему ландшафту. Попытка сэкономить пространство объясняется, по-видимому, тем, что «Колизей» должен был стать лишь «первой ласточкой» в целом «гнезде» высоток, размещенных на месте бывшей деревянной застройки. Однако эти планы вызвали яростный протест жителей близлежащих домов, привыкших по вечерам любоваться на серые воды Ижевского пруда. Раздавались даже громкие призывы вовсе отменить жилую застройку в прилегающей к набережной территории и организовать там еще один парк (притом что в шаговой доступности находится парк им. Горького, загруженный только в «высокий сезон», а чуть дальше – огромный ПКиО им. Кирова, вечно пустующий). Городские власти не поддались на шантаж, но высотность застройки пришлось уменьшить. В результате из высоток в соседях у «Колизея» окажутся лишь две «свечки» ЖК «Республика». А массовое высотное строительство переместилось в 12-й микрорайон – поближе к мэрии. Здесь построены и строятся ЖК «Ocean City», «ЭкоЛайф Весна» и «Парус»: городские власти, явно в стремлении никого не обидеть, санкционировали реализацию сразу трех различных проектов. Компромисс всегда обходится дороже, чем любая из альтернатив: застройка микрорайона, выполненная по единому проекту, была бы предпочтительнее.

Наиболее выдающимся – 93 метра, 26 этажей – является ЖК «Ocean City». «ЭкоЛайф» и «Парус» немногим ниже. Жилищные комплексы окружены разнообразными инфраструктурными объектами. Все дома относятся к жилью «премиум-класса» и внутри не менее впечатляющи, чем снаружи. И все-таки визуально очевидно, что полудюжина высоток – это много для небольшого «пятачка», зажатого предыдущей застройкой. Можно сделать достаточно предсказуемый вывод: в центре высотным домам, а паче их соседям – тесновато. И эту тесноту застройки лишь отчасти компенсируют несомненные архитектурные достоинства новых жилых домов. Что поделать, принцип «золотого сечения» никто не отменял – площадь основания должна быть соразмерна высоте. А с площадями в центре города туго.

Гораздо лучше обстоят дела у ЖК «Матрешка Сити». Устиновский район – самый молодой из районов города, его массовая застройка пришлась на конец 70-х – начало 80-х гг. прошлого века – период максимального расцвета СССР. Это был один из немногих – и коротких – периодов в истории страны, когда она жила «на широкую ногу». Что проявилось и в городской архитектуре – новый район застраивался столь «неэкономно», что пустующего пространства оказалось более чем достаточно, чтобы встроить туда ряд высотных комплексов, которые – редкий случай – вовсе не смотрятся так, словно стоят на головах у ранее построенных зданий. Еще лучше «Тишинским высотам» на ул. Берша. Здесь проектировались уже не отдельные дома или их группы, а микрорайон в целом. И высотки были вписаны в общую архитектуру изначально. В результате гармоничнее всего многоэтажки выглядят там, где, по большому счету, в них нет особой нужды, – на окраине.

Но все вышесказанное касается, разумеется, эстетических предпочтений стороннего наблюдателя. А каково самим жильцам высоток, особенно тем из них, кто живет на верхних этажах? Как и следовало ожидать, во всем есть свои плюсы и минусы. С высоты 70-80 метров над уровнем города открываются виды дальних лесов и полей. Но у тех, кто страдает высотобоязнью, это зрелище может вызвать головокружение и приступы паники. На высоте заметно суше воздух, что опять же подходит не всем. Зато выше 30 метров почти не поднимается городская пыль и выхлопные газы. Обилие жильцов в одном подъезде мешает установлению прочных социальных связей, зато становится дешевле обзавестись «вскладчину» консьержем. Итак, на каждый минус находится плюс, и наоборот, и в целом, качество жизни в доме зависит не от количества этажей, а совсем от других факторов.

Ижевск пока еще заметно отстает в высотном строительстве не только от Москвы и Питера, но и от многих республиканских и областных российских центров. Но это не то отставание, которое требуется ликвидировать «во что бы то ни стало».

Андрей Солдаткин