О том, каковы составляющие успеха в аграрном бизнесе и как стать интересным для государственных инвестиций, мы поговорили с основателями нового тепличного хозяйства под брендом «За зелень».
Производственным объектом для семейного агробизнеса выступает промышленная теплица на 350 квадратных метров с использованием голландских технологий и оборудования. Но в первую очередь, теплица производит впечатление не дорогостоящими подвижными стеллажами и автоматическими светильниками, а качеством зелени – идеальные, как на фотографиях из профессиональной студии, листики.
Маски и перчатки здесь обязательные атрибуты, не только из-за пандемии. Новое поколение фермеров – Роман и Татьяна Кирдяновы из деревни Хохряки Завьяловского района объясняют, что для правильного роста зелени необходимо минимизировать контакт с растениями. В этом помогает и применение технологии «гидропоника подтопления», обеспечивающей питание корней без необходимости полива.
Роман по образованию инженер, Татьяна – рекламщик-пиарщик, казалось бы, совершенно далекие от фермерства профессии. Здесь хорошим подспорьем стала поддержка семьи, среди предков обоих Кирдяновых есть и агрономы, и заядлые садоводы.
Конечно, для организации современного тепличного хозяйства только знаний недостаточно. Приобретение и установка промышленной теплицы, земельного участка, оборудование небольшой газовой котельной обошлись на общую сумму в 4,5 миллиона рублей.
Начинали весной 2015 года с рассады цветов. Реализовывали через мини-рынки. Свою продукцию предлагали по той же цене, что и у конкурентов, но за счет выверенных технологий качество «товара» было значительно лучше.
За первый год удалось окупить почти пятую часть затраченных средств. Теперь хотелось найти свою собственную нишу. Проанализировав рынок, Кирдяновы поняли, что практически нет предложений по свежей зелени. Салат, базилик, шпинат – все привозное, а у такого рода товара срок жизни недолгий.
Выйдя на мини-рынки с новым продуктом и оценив спрос, поняли – это действительно оно. К 2019 году удалось окупить первоначальные расходы. В числе клиентов «За зелень» уже тогда была одна из сетей супермаркетов, несколько крупных кафе и ресторанов.
Однако фермерство, как и любой бизнес, требует постоянного развития. Необходимы были дополнительные инвестиции. Решение было найдено на сельскохозяйственном бизнес-акселераторе «Я – фермер», где Кирдяновы узнали о возможности получения гранта от государства в форме невозвратного кредита.
С первой попытки войти в число грантополучателей не удалось. Но для амбициозных молодых агрономов неудача стала толчком к развитию, они еще активнее начали совершенствовать производство и развивать каналы сбыта.
Под брендом «За зелень» вышли в соцсети, была организована и адресная поквартирная доставка от 500 рублей за набор из нескольких сортов зелени. Перешли на использование крафтовой эко-упаковки, а в работе самой теплицы стали применять только многоразовую тару.
Активная позиция по развитию своего дела, экологичность продукта и более детальная проработка бизнес-плана вместе со специалистами Удмуртского центра сельскохозяйственного консультирования принесли закономерный результат.
Грант «Агростартап» от Министерства сельского хозяйства УР в размере одного миллиона 994 тысяч рублей агрономы потратят на постройку второй, узкопрофильной теплицы проточного типа, рассчитанной именно на выращивание зелени. А еще микрозелени, которая стала новым трендом и новой модой среди поваров и поклонников здорового питания.
Микрозелень – это недельные всходы сельхозрастений, которые используют для украшения блюд и приготовления не только салатов и супов, но и коктейлей, смузи и других напитков. Современные диетологи пришли к выводу, что нежные побеги, поскольку находятся в активной стадии развития, содержат максимальное количество витаминов, макро- и микроэлементов.
А живой сок из ростков пшеницы, подругому витграсс – самый мощный витаминно-минеральный коктейль! На его производство и реализацию также нацелен агростартап. Срок хранения такого уникального продукта составляет всего 10 минут. Но благодаря процедуре шоковой заморозки витграсс удастся доставлять конечному потребителю, уверяют они.
И это тот случай, когда вложения в небольшой семейный бизнес становятся вкладом в благополучие жителей республики, обеспечивая их действительно здоровым питанием.
Дмитрий Горбунов