• 29 февраля 2024 14:05
  • 146
  • Время прочтения: 6 мин

Аркадий Вершинин: «Россия» – еще один шаг в будущее

Аркадий Вершинин: «Россия» – еще один шаг в будущее
Сельскохозяйственных предприятий, подобных ООО «Россия» Можгинского района, в Удмуртии не более десятка. И в этом десятке оно выделяется немалым потенциалом дальнейшего развития. О нем и не только мы побеседовали с генеральным директором предприятия Аркадием Вершининым.

«ДК»: Аркадий Николаевич, два года назад ООО «Россия» занялось присоединением «убитого» СПК-колхоза «Победа». Зачем вам этот проблемный «довесок»?

А.В.: Без нашей помощи «Победе» не выжить. А «Победа» – это прежде всего люди, которые живут и работают на этой земле. Сейчас нужно сообща возродить хозяйство, вернуть людям веру в себя. Юридические процедуры по присоединению еще не завершены, но мы уже начали расчищать заброшенные земли колхоза под посевные площади и готовим документацию, чтобы в 2025 году попасть в соответствующую федеральную программу и получить поддержку из российского бюджета.

«ДК»: То есть вы сейчас…

А.В.: …генеральный директор ООО «Россия», директор ООО «Вера» и председатель СПК-колхоза «Победа».

«ДК»: Существенное расширение посевных площадей – это самостоятельная цель или часть какого-то плана?

А.В.: Сами по себе эти земли нам не очень нужны. В нынешней ситуации своих кормов у нас предостаточно. Даже на сторону продаем. Но мы запустили процесс расширения производства – завершили строительство коровника на 1350 голов. И новые площади будут совсем не лишними.

«ДК»: Строительство этого коровника – главное событие 2023 года?

А.В.: Лучше так: главным событием года стало строительство коровника как одного из инструментов реализации потенциала нашего объединенного хозяйства.

«ДК»: Говорят, что новая ферма не простая, а с первой в Удмуртии карусельной дойкой на 60 мест. Рекорд?

А.В.: Это «рекорд», которого мы не ждали.

«ДК»: То есть?

А.В.: Изначально мы заказали в Германии карусельную дойку на 40 мест. Под нее залили фундаменты, построили все помещения. В июне 2022 года должны были получить оборудование и в сентябре сдать объект. И тут Евросоюз ввел против России 5-й пакет санкций. Свое оборудование мы вытащить так и не смогли. Тупик.

«ДК»: Как вы из него вышли?

А.В.: Я знал, что в Москве на одном из складов лежит оборудование для такой же карусельной дойки, только не на 40, а на 60 мест. Кто-то от него отказался. Мне удалось сторговаться с хозяевами (там уже очередь из покупателей выстроилась) и оперативно доплатить разницу в цене. А потом мы пилили уже готовые фундаменты и заливали новые. Поэтому ферму с доильным цехом мы ввели не в сентябре 2022-го, а в мае 2023 года.

«ДК»: Новый доильный цех влетел вам в копеечку?

А.В.: На круг мы перерасходовали около 35 миллионов рублей. Но деваться было некуда. В противном случае ферма и цех повисли бы на нашей шее мертвым грузом.

«ДК»: Республика вам помогла? Все-таки санкции, да и объект не из рядовых.

А.В.: Я очень надеялся на субсидии, которые были заложены в бюджете Удмуртии на 2023 год. Думал, что мне хоть как-то возместят понесенный ущерб. Но в последний момент в правительстве сказали, что субсидий не будет. Как всегда: все, кто до меня, получают, а на мне деньги заканчиваются. Это я не жалуюсь, а констатирую. С горькой иронией.

«ДК»: Шкурка стоила выделки?

А.В.: Стоила. Сейчас в коровнике уже доится 900 коров. Этот год уйдет на приобретение недостающего поголовья. Экономика такая: если каждая из 1350-1400 коров будет давать по 30 литров молока (чего мы будем добиваться), то в день ферма будет выдавать нам около 40 тонн молока. В рублях это около 1,5 миллиона. В месяц – 45-50 миллионов. Хороший приварок. Но качественных кормов должно быть в достатке.

«ДК»: Все площади уйдут под кормовые культуры?

А.В.: Новые площади позволят нам увеличить объемы производства и зерновых культур, разумный баланс между которыми является гарантией успешного хозяйствования. Замечу, что в удачные годы наша пшеница идет 3-м классом. Ее у нас охотно покупают на муку и для хлебопечения. Соответственно, и цены на такую пшеницу выше.

«ДК»: Рискованное это дело…

А.В.: Есть такое. В 2023 году мы собрали зерна почти в два раза меньше, чем в 2022-м – 25 центнеров с га против 45. Правда, и эти 25 были для нас полной неожиданностью: с 15 апреля по 15 июля у нас не было ни одного дождя. Мой сосед А.С. Юшков шутил: «У тебя хоть церковь есть, можно за дождь помолиться». «Молимся, – говорю, – но не помогает». Но мы же не одним летом живем. В 2022 году цены на зерно были низкие, и я его не стал продавать. Зато сейчас спокойно зимую и даже выгодно продаю свои ячмень и пшеницу.

«ДК»: Молоко, произведенное в «России», славится своим качеством.

А.В.: Качество молока – это наша первоочередная и ежедневная задача. Бьемся за него постоянно и всеми доступными нам средствами. От качества зависят цена и спрос, а в конечном итоге – прибыль и авторитет хозяйства.

«ДК»: Переработчики за вашим молоком в очередь стоят?

А.В.: Если бы все было так просто… Я работаю сегодня с четырьмя покупателями. Но львиная доля молока уходит в агрохолдинг «КОМОС групп». И должен сказать спасибо его руководству. В прошлом году с мая резко упали закупочные цены, а летом переработчики просто отказались закупать молоко. В итоге я недополучил гдето под 50 млн рублей, если сравнивать с ценами 2022 года. Переработчиков можно понять – они сами столкнулись с проблемами реализации своей продукции. Но нельзя же жить одним днем. Так вот, «КОМОС групп» нас не бросил. Более того, даже авансировал и цены предложил не такие низкие, как другие переработчики. Так сообща и выбрались из кризиса.

«ДК»: Славится и ваша мясная продукция.

А.В.: Свою долю республиканского рынка этой продукции мы завоевали прочно. Сертифицировали около 70 наименований мясной продукции. Продаем ее в республике, в Татарстане, в Москву возим (в том числе в Генеральный штаб Минобороны РФ). Спрос высокий, отзывы лестные. Наверно, поэтому наши изделия немилосердно подделывают. Причем где – у нас в республике! Зашел как-то в один ижевский экомаркет, смотрю – колбаса не наша, а этикетка наша. Позвонил в «инстанции», а мне: «Жалоб нет». «Вот я жалуюсь». – «А вы заинтересованная сторона». Обидно за свое хозяйство, но больше всего – за покупателей. Они же поверили нам, а им под нашей маркой подсовывают неизвестно что.

«ДК»: Согласны, обидно. Но вернемся к нашей теме. На дефицит кадров не жалуетесь?

А.В.: Он у нас есть, но не критический. Людей не хватает на разделке, в колбасном цехе. Покупатели охотно берут наши пельмени ручной лепки. А для их лепки руки нужны. Летом выручают школьники и студенты. А в полеводстве и животноводстве проблема с кадрами в нашем районе в целом стоит не так остро.

«ДК»: Чем удерживаете людей?

А.В.: Тут рецепт один – заработная плата, условия труда и жизни. А современные технологии позволяют производить большие объемы продукции сравнительно небольшим трудовым коллективом. Я стал руководителем «России» 36 лет назад. Тогда в колхозе числилось 1120 работников. Сегодня осталось 430 работников. При этом производство молока выросло в три раза, зерна – в два с лишним раза. Посевные площади увеличились, а количество техники уменьшилось. Мы уже много лет покупаем не просто сельскохозяйственную технику, а целиком всю технологию. Поэтому если раньше весной за один проход в поле было задействовано 8-9 единиц техники и до 15 работников, то сейчас тот же объем работы выполняют три единицы техники и 3-4 человека. Те же мощные процессы автоматизации и механизации прошли и в животноводстве. Ручной труд практически полностью ушел, а его условия изменились до неузнаваемости.

«ДК»: Механизация привела к интенсификации труда и росту заработной платы?

А.В.: Совершенно верно. По прошлому году средняя зарплата у нас составила 50 тысяч рублей в месяц. Думаю, что в Можге и Можгинском районе по уровню зарплаты мы будем на втором месте после завода «Свет». Рост оплаты труда подстегивает и острая конкуренция за кадры. Елабуга переманивает специалистов, ижевские заводы. Кого-то на Север манит. Таким приходится на пальцах объяснять, что разница в зарплате в 10, 20 и даже 30 тысяч рублей, на которую они польстились, съест наемное жилье, коммуналка и цены в магазинах. И какой смысл уезжать? Большинство соглашаются и остаются.

«ДК»: А специалистов со стороны не пытаетесь привлекать?

А.В.: Нет. Не хочу никого обидеть, но в большинстве случаев это, как раньше говорили, «летуны». Мы другой путь выбрали. В деревнях много брошенных домов. Выбираем те, что покрепче, выкупаем у хозяев, ремонтируем, нет бани – строим баню. И предлагаем молодым специалистам: «Переезжайте. Свой дом лучше, чем квартира. Тут и хозяйством можно обзавестись – курами, поросятами». Одну семью уже перевезли с центральной усадьбы в такой дом.

«ДК»: Думаем, это не единственные ваши «непроизводительные» расходы.

А.В.: Конечно, нет. Школы, детские сады, спортзалы, больница, клуб… Там окна надо поменять, там новый забор поставить, туда оборудование довезти, спортивным командам помочь. Дороги – тоже наша забота. Инициативное бюджетирование ремонта дорог – хорошее дело. Но если люди не могут собрать нужную сумму, то приходится добавлять. Только в прошлом году мы на социалку более миллиона рублей потратили.

«ДК»: Этот год у вас вообще сплошь юбилейный.

А.В.: Да, в этом году исполнится 100 лет первому председателю «России» А.П. Горынцеву. Район отметит свое 95-летие, а наша «Россия» – 65-летие. А поскольку Большая Уча – это вторая столица района, то много мероприятий пройдет на наших площадках. Мы уже договорились с министром культуры В.М. Соловьевым, что нынче на паях полностью поменяем «одежду» сцены и сиденья в клубе. В центральной усадьбе появится тротуар метров в 500 – со скамеечками, освещением, Wi-Fi. Хочу, чтобы у нас было не хуже, чем в городе.

Аркадий Николаевич скромно умолчал, что в 2024 году и сам встретит свое 65-летие. Но мы обязательно поздравим его с этим замечательным юбилеем.

Виктор Чулков

Реклама. ИНН:1817006160. Erid:2 Vtzqufod3H