По данным ФАО, количество людей, испытывающих дефицит продуктов, выросло на 120 150 млн за два года пандемии, достигнув 828 млн к 2022 году. Из них, по разным оценкам, 222 345 млн человек столкнулись с острой нехваткой продовольствия.
По данным ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций), количество людей, испытывающих дефицит продуктов, выросло на 120-150 млн за два года пандемии, достигнув 828 млн к 2022 году. Из них, по разным оценкам, 222-345 млн человек столкнулись с острой нехваткой продовольствия или испытывали крайнюю степень голода. Согласно ФАО, проблема актуальна для таких стран, как Демократическая Республика Конго, Эфиопия, Афганистан, Йемен, Сирия.
Среди негативных факторов в общемировом ключе можно отметить глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, социальное неравенство, экономическое и вооруженное противостояние на уровне стран и геополитических блоков. На сегодня к этому списку следует также добавить последствия пандемии COVID-19 и рост цен на удобрения.
По прогнозам ООН, к 2050 году на одного человека будет приходиться около 0,2 га пахотных земель, в то время как в 2000 году этот показатель составлял 0,6 га. При этом спрос на продовольствие, согласно прогнозу, к указанному моменту увеличится на 70%. Обеспечить такие потребности будет возможным только при повсеместном использовании передовых методик и технологий в АПК.
Рентабельность сельхозпроизводств, как и развитие аграрного сектора в целом, тесно связаны с внедрением технологических решений, которые во многом определяют урожайность культур, производительность труда и скорость принятия организационных решений.
За последние годы агросектор получил ряд важнейших достижений, таких как повышение жизнестойкости семян. Новые технологии также способствуют оптимизации планирования реализации продукции и совершенствованию логистических решений.
Аналитики Института аграрных исследований ВШЭ по итогам исследования 2022 года обозначили ряд наиболее перспективных направлений развития технологий в российском сельском хозяйстве. Аналитики проанализировали динамику частных инвестиций в технологические инновации в агросекторе, а также провели экспертный опрос среди представителей крупнейших российских агрокомпаний. Целью исследования было выяснить, инвестируют ли они в инновации сегодня и какие планы ставят на будущее. Результаты опроса показали высокий уровень осведомленности крупных представителей аграрного сектора о глобальных технологических трендах и тенденциях.
По данным ФАО, количество людей, испытывающих дефицит продуктов, выросло на 120 150 млн за два года пандемии, достигнув 828 млн к 2022 году. Из них, по разным оценкам, 222 345 млн человек столкнулись с острой нехваткой продовольствия.
Российский АПК по-прежнему серьезно уступает по этому показателю не только лидирующим в отрасли странам, но и средним показателям по промышленному производству в РФ. Инвестиции в исследования и разработки, а соответственно, их значимость в общей структуре затрат остаются на достаточно низком уровне.
Сельхозпроизводители в целом ориентированы на догоняющую модель внедрения инноваций, применяя только широко апробированные в мире технологии. Выбор такой стратегии вынужденный: он обусловлен нестабильностью условий функционирования бизнеса, труднопрогнозируемой конъюнктурой, а соответственно, короткими горизонтами планирования. Вместе с тем можно отметить значительный рост числа появляющихся специализированных отечественных технологических IT-решений для агросектора.
Согласно данным ВШЭ, наиболее сильное влияние на развитие сельского хозяйства в ближайшие годы будут оказывать именно цифровые технологии. В том числе, речь идет о внедрении интернета вещей с соответствующей компонентной базой в виде датчиков, сенсоров и иных устройств. Наибольшее влияние они должны оказать в перспективе ближайших пяти лет. Затем, по мере внедрения, их воздействие будет снижаться, а фокус развития АПК сместится на оптимизацию уже существующих решений.
Тесно связанным направлением является внедрение роботов и автоматизированных систем. Основным трендом в среднесрочной перспективе будет распространение БПЛА, систем автоматического управления техникой и роботизированного оборудования. В долгосрочной перспективе также ожидается появление все большего количества самоуправляемых систем, новых источников энергии и тяжелой беспилотной техники.
Значительное влияние на отрасль окажут и агробиотехнологии. Здесь эксперты выделяют геномную селекцию, развитие биотехнологических разработок по защите растений и здоровья животных, а также синтетическую биологию. При этом в долгосрочном горизонте эксперты прогнозируют изменения, связанные с широким распространением альтернативных технологий получения продуктов питания, что может стать серьезной угрозой для традиционных отраслей растениеводства и животноводства.
«Мы действительно за последние годы сделали сумасшедший рывок, но если мы хотим наращивать производство и экспорт даже базовой продукции – пшеницы, кукурузы, сахарной свеклы, подсолнечника, то нужно контролировать большую часть цепочки внутри России. Должна быть генетическая независимость», – отмечает директор Центра развития генетических технологий компании «Иннопрактика» Роман Куликов.
В растениеводстве эксперты выделяют внедрение новых систем земледелия, в том числе вертикальных и контейнерных ферм. В ближайшие годы это неизбежно будет сопряжено с высокими энергозатратами. Но по мере распространения и повышения эффективности альтернативной энергетики и технологий энергосбережения подобные модели способны значимо отразиться на отрасли.
Специалисты экосистемы svoefermerstvo.ru от Россельхозбанка среди наиболее перспективных направлений растениеводства в фермерском бизнесе также отмечают вертикальное земледелие. Эксперты предлагают обратить внимание и на производство экзотических сельскохозяйственных культур. Дополнительным фактором здесь должно стать дальнейшее увеличение спроса на органическую продукцию. Кроме того, по мнению аналитиков банка, в России может увеличиться потребление зелени до 12 кг к 2030 году (по сравнению с 7-8 кг в 2023-м). Это удовлетворит растущий спрос на здоровые продукты питания и будет способствовать расширению существующих и появлению новых тепличных комплексов.
По прогнозам экспертов Ассоциации европейского бизнеса, благодаря цифровизации в ближайшие пять лет доход агросектора должен увеличиться на 1,5 трлн рублей. На сегодня сельское хозяйство находится на четвертой позиции рейтинга по перспективам внедрения новых технологий, после строительства, страхования и торговли. Сегодня использование ИТ в сельском хозяйстве – это, прежде всего, цифровые технологии, позволяющие контролировать полный цикл работы предприятия в сфере растениеводства или животноводства.
Активная цифровизация АПК сегодня характерна для Китая. Среди основных проектов – создание «умных деревень», развитие «умного земледелия» и электронной торговли. По состоянию на начало 2022 года, доступ к сети 5G имели свыше 97% уездов и 40% сельских населенных пунктов по всей стране.
«Умные» технологии используют около 70% фермерских хозяйств США, Канады и Европы. В частности, доля IT-специалистов среди всех занятых в сельском хозяйстве в США, Германии и Великобритании достигает 4,5%, а в России этот показатель составляет всего 2,4%. Финансы в российские АПК-стартапы пока также идут медленно: общий объем инвестиций в AgroTechпроекты в нашей стране составляет около 1% от мирового.
Однако ситуация стремительно меняется. В правительстве считают, что в период с 2020 по 2026 год рынок цифровых решений в российском АПК вырастет в пять раз (на конец 2020-го его оценивали в 360 млрд рублей). Сегодня федеральные и региональные власти занимают активную позицию в создании благоприятной среды, способствующей внедрению цифровых технологий.
Активную работу в этом направлении ведет Минсельхоз РФ. В 2020 году был разработан ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» сроком реализации до 2024 года. Его основная цель – цифровая трансформация сельского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений для обеспечения технологического прорыва в АПК и достижения роста производительности на «цифровых» сельскохозяйственных предприятиях. Первым этапом проекта стало создание национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство».
Основными задачами проекта обозначены:
Отметим, что в настоящее время для обеспечения сельскохозяйственных нужд в сфере семеноводства и сельскохозяйственных растений уже действуют такие сервисы, как федеральная государственная информационная система ФГИС «Семеноводство».
А в 2021 году была принята Стратегия цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса на период до 2030 года.
В ходе реализации Стратегического направления в агропромышленном комплексе, в том числе в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности, производстве напитков и табака, на сельских территориях, и рыбохозяйственном комплексе, в том числе в рыболовстве и рыбоводстве, будут внедрены следующие технологии:
По мнению правительства, такой комплекс мер позволит обеспечить достижение продовольственной безопасности, конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, а также будет способствовать рациональному использованию ресурсов и минимизации воздействия на окружающую среду.
В Удмуртской Республике для сельхозпроизводителей представлены различные цифровые возможности, такие как системы отслеживания работы техники и некоторые элементы «умной фермы». Хотя пока они все еще применяются в регионе в небольшом количестве и не могут лечь в основу региональной государственной системы управления. Сегодня Удмуртия практически приблизилась к рабочему формату цифровой карты земель сельхозназначения. Пока в систему вносятся только базовые данные. Однако в будущем в ней должны появиться сведения по картированию полей, прогнозированию севооборота и урожайности. Правительство, руководители сельхозпредприятий и инвесторы смогут принимать решения с учетом инфраструктуры, наличия дорог, связи, агрохимического состава почв, наличия возможности обрабатывать эту почву.
В переходе сельскохозяйственной отрасли страны на «цифру» принимает участие и Госкорпорация «Ростех». В апреле этого года «Ростех» и Минсельхоз России заключили соглашение о взаимодействии в области внедрения цифровых технологий в агропромышленном комплексе. В числе востребованных решений «Ростеха» – роботизированные системы, программные комплексы для управления фермами, БПЛА, технологии точного земледелия на базе интернета вещей. В частности, беспилотники производства компании Zala Aero (ГК «Калашников») активно применяются для аэрофотосъемки земель сельхозназначения, позволяя оценить состояние почвы и растений, оптимизировать затраты на удобрения, определить территории, требующие дополнительного орошения.
И это лишь несколько примеров технологий, успешно внедряемых в агропромышленном комплексе России уже сегодня. Повышенное внимание к цифровизации и технической модернизации как на уровне сельхозпредприятий, так и Правительства РФ, безусловно, может стать толчком для комплексного развития отрасли.
Дмитрий Горбунов