Массовый мор пчел, помимо прочих, затронул Новосибирскую, Смоленскую, Курскую, Липецкую, Саратовскую, Тульскую и Ульяновскую области, Башкирию, Татарстан, Мордовию, Марий Эл, Удмуртию и Алтайский край.
Россельхознадзор пришел к выводу, что массовая гибель пчел в данных регионах связана с бесконтрольным использованием пестицидов, и это стало возможным, потому что у него отобрали полномочия по надзору за их применением. В Минэкономразвития РФ на это возразили, что реальной причиной явилось отсутствие механизма регулирования применения пестицидов.
Действительно, после отстранения Россельхознадзора в течение последних восьми лет в России отсутствует должный уровень контроля за производством, хранением, реализацией и применением ядохимикатов. Думский комитет по природным ресурсам заявил о намерении направить необходимые обращения во все органы власти, от которых зависит решение этой проблемы, и пожаловаться в Генпрокуратуру на нарушения в работе с пестицидами.
В настоящее время разрешено использовать порядка 900 наименований средств защиты растений. Особую опасность представляют химические вещества, распыляемые с воздуха и приводящие не только к гибели сорняков и вредителей, но и полезных насекомых, различных видов птиц и даже рыб. Более того, системные ядохимикаты, как правило, имеют пролонгированное действие – токсичные соединения не смываются дождем и, накапливаясь в зеленой массе, попадают затем в растительное масло, используемое для кулинарии или вместе со жмыхом – в рацион сельскохозяйственных животных.
По мнению Альфира Маннапова, президента Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков пчелопродукции, завкафедрой пчеловодства Тимирязевской сельхозакадемии, Россия в этом году может столкнуться с рекордными потерями из-за массовой гибели пчел. Общие убытки, с учетом стоимости неурожая сельхозкультур, которые опыляются пчелами, могут достигнуть отметки в один триллион рублей. Для сведения: благодаря опылению пчелами урожайность рапса, подсолнечника, гречихи, капусты, огурцов, редиса, груши, яблонь и ряда других культур повышается на 40-60 процентов. Один улей дает от 15 до 20 килограммов меда. С таких медоносов, как рапс, сбор может вырасти до 50 килограммов. В среднем, согласно статистике, на зарегистрированных пасеках в нашей стране добывается около 100 тысяч тонн меда ежегодно. Но эксперты уже выдвигают прогнозы об общем снижении производства на 25-30 процентов и увеличении на рынке доли фальсификата. Так, по утверждению Алексея Корягина, главы Объединения потребителей России, доля фальсифицированного меда в Москве достигает 90 процентов и, в случае дальнейшего ухудшения ситуации в пчеловодстве, может вырасти еще больше.
В Удмуртской Республике пчелиный мор зафиксирован в Алнашском, Вавожском, Воткинском, Кизнерском, Малопургинском, Увинском и Шарканском районах. Погибло около 0,3 процента от общей официально зарегистрированной численности пчелосемей. Пробы отправлены в Казань и районные лаборатории. По заключению экспертов, причиной стали инсектициды, использовавшиеся для обработки посевов рапса от массового нашествия насекомых-вредителей, вызванного ранней весной. Закон обязывает сельхозпроизводителей в таких случаях заранее предупреждать пчеловодов о дате проведения обработки полей ядохимикатами и применяемых препаратах, но не оговаривает способ уведомления. Это и стало основой недопонимания между заинтересованными сторонами, что привело, как показала практика, к обоюдным убыткам.
В других регионах страны ситуация сложилась еще критичнее. В Минсельхозе Алтайского края масштабы бедствия после обработки полей химикатами от сорняков назвали небывалыми. В Башкирии, чья доля в производстве товарного меда в России составляет 7,7 процента, применение средств защиты растений, привело к гибели 0,6 процента от общего числа пчел. Та же причина была названа основной в республике Марий Эл, Тульской и других пострадавших областях. В Татарстане из-за нашествия капустной моли на рапсовые поля также были вынуждены применить гораздо больше химикатов, чем обычно, результат – массовый падеж пчел. В Курской области погибло более миллиарда насекомых. В Новосибирской области из-за использования фермерами ядов третьего поколения в одном из районов погибло 95 процентов пчел – пасечники выносили погибших насекомых мешками. Региональным властям остается лишь призывать сельхозпроизводителей к взаимному диалогу и благоразумию, у них нет прав на запрет использования ядохимикатов, если они входят в список официально разрешенных.
Автор: Владислав Артемьев
Тем временем в Орловской области возбудили два уголовных дела по факту массовой гибели около 600 пчелосемей. Сельхозпроизводителям вменяют в вину нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (по ч. 2 ст. 249 УК РФ).
Клещ Varroa
Род паразитических клещей (ширина – 1,8 мм, длина – 1,1 мм) коричневого цвета, использующих в качестве хозяев медоносных пчел и их расплод, вызывая варроатоз. Вспышки численности этого паразита тесно связаны с циклом жизни пчелиной семьи. Самки клеща откладывают яйца в ульях, в ячейках сот. Пчела из ячейки с единственным паразитом рождается ослабленной, а если их 4 и больше, может погибнуть. Старые клещи паразитируют на рабочих пчелах, которые не могут самостоятельно от них избавиться.
Книжный ложноскорпион
Вид ложноскорпионов из семейства Cheliferidae, имеет сплющенное тело длиной 3-4 мм. Окрас тела коричневато-бурый. Вторая пара ротовых конечностей (педипальпы) оснащена массивными клешнями. Широко распространены в природе, но малозаметны из-за небольших размеров и скрытного образа жизни. Обитает под корой старых пней, в ульях, старых гнездах птиц, часто встречается в библиотеках, музеях и гербариях. Охотится на сеноедов, постельных клопов, мелких личинок, которые водятся в старых книгах, за обоями, среди белья. Приносит пользу, поедая вредителей гербариев. Уничтожает клещей Varroa, пчелы ложноскорпионов не атакуют. Для человека совершенно безопасен.