– Знакомясь со стратегией развития Малопургинского района на ближайшие 10 лет, можно увидеть большой потенциал роста. Расскажите, пожалуйста, в чем инвестиционная привлекательность вашего муниципального образования и какие препятствия на пути развития вам предстоит преодолеть?
– Главной задачей любого руководителя является эффективное управление двумя ключевыми процессами – формированием доходов и анализом и оптимизацией расходов. Сегодня сельскохозяйственными предприятиями района обрабатывается 45 тысяч гектаров земли. Но получаем мы с них всего около 40 тысяч тонн зерна и около 45 тысяч тонн молока. А потенциал наш – до ста тысяч тонн молока, и столько же зерна. Об этом свидетельствуют примеры аналогичных по площадям и климатическим условиям территорий. Добиться таких результатов – наша ключевая задача на ближайшие годы. Тогда валовый продукт от АПК у нас достигнет 6 млрд рублей в год (против 2 млрд сегодня), что повлечет за собой мультипликативный рост отчислений в бюджеты всех уровней, повышение уровня заработной платы работников и общий качественный скачок в развитии экономики муниципалитета.
В стратегии развития района до 2030 года, утвержденной в конце прошлого года, мы себя определяем как сельскохозяйственный район, ориентированный на производство молока и молочной продукции. То есть будем идти по пути формирования молочного кластера с законченным циклом производства. Конечный продукт будет на полках магазинов: бутилированное и пакетированное молоко, творог, масло, йогурты и т.д. При этом будем наращивать и производство зерна, и других высокомаржинальных культур. В итоге, если мы будем производить сельхозпродукции на 6 миллиардов рублей, это подтянет за собой развитие всех примыкающих к этой ключевой отрасли экономики направлений. Прежде всего – рынок услуг, переработки, сервиса, логистики.
Учитывая стремительное развитие цифровых технологий, мы видим сегодня колоссальный потенциал развития цифровых сервисов и цифровой трансформации производственных и управленческих процессов: доставка, логистика, современные услуги, оказываемые населению, различные программные продукты, позволяющие автоматизировать целый ряд механических действий и процессов. Это целый рынок, который должен развиваться параллельно с развитием производства, который, в конечном итоге, должен перерасти в экосистему. Вдобавок мы прорабатываем и внедряем инструменты развития туризма. У нас есть специальные уполномоченные органы, работающие в этой сфере. Муниципальный туристско-информацион - ный центр выполняет функцию туроператора и взаимодействует с турфирмами за пределами района и республики, а центр «Тюрагай» работает внутри района. Он разрабатывает и совершенствует туристические маршруты, вовлекая в них частный бизнес.
Параллельно мы очень масштабно и системно занимаемся административной реформой и оптимизацией бюджетных процессов. За последние три года от оптимизации и повышения эффективности расходования бюджетных средств мы получили бюджетный эффект в размере более 30 млн рублей, которые были направлены на решение вопросов местного значения, в том числе имеющих стратегическое значение.
– Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее?
– В частности, мы начали с централизации бухгалтерии всей бюджетной сферы района, и теперь у нас в бюджетной сфере одна централизованная бухгалтерия, где работают 50 бухгалтеров, вместо 80 ранее. Все финансовые потоки сконцентрированы в одном программном продукте, внедрили облачные технологии данных, новое программное обеспечение, и теперь наши главные распорядители бюджетных средств используют электронную подпись для подписания платежных документов, а не ездят для этого в райцентр за 15- 20 км. Мы практически полностью отказались от телефонных линий «Ростелекома», перешли на виртуальную АТС и корпоративный тариф сотового оператора, сэкономив только на этом почти 120 тысяч рублей в год. Мы одни из первых среди сельских районов республики перешли на аутсорсинг по школьному питанию, клинингу. Сейчас готовим документы на аутсорсинг по автотранспортному обслуживанию всей бюджетной сферы. Два года назад мы отказалась от сторожей и охранников в бюджетных учреждениях в радиусе 10 км от райцентра и перешли на услуги Росгвардии, что позволило нам сэкономить почти 2 млн рублей в год.
У нас по всему району централизована работа по содержанию и обслуживанию уличного освещения, что дало нам экономию в 400 тысяч рублей за первый год работы. При этом за счет экономии и централизованной закупки мы за год смогли заменить более 1800 светильников старого образца на энергосберегающие лампы. Ставим себе задачу: к 2025 году перевести систему уличного освещения в с. Малая Пурга на цифровое аппаратное управление. В итоге, если раньше предусмотренных в бюджете 6 млн рублей в год на обеспечение нормативного уличного освещения не хватало, то в настоящее время, за счет внедрения технологий бережливого производства, мы полностью модернизировали систему, повысив ее энергетическую эффективность почти в 4 раза, построили почти 5 км новых сетей уличного освещения и, дополнительно, на сэкономленные средства приобрели грузовой автомобиль с манипулятором и монтажной корзиной для обслуживания систем уличного освещения и выполнения других работ.
Кроме того, в настоящее время у нас заключено порядка 15 энергосервисных контрактов: от замены ламп внутреннего освещения в образовательных учреждениях до строительства модульных газовых котельных на объектах, отапливаемых ранее электрокотлами.
Также мы централизовали организацию подвоза школьников. Сейчас у нас директора школ избавлены от необходимости содержать и обслуживать школьные автобусы и заботиться о перевозке учеников. Этим занимается специальная организация. Все автобусы сосредоточены в одном учреждении, что позволяет эксплуатировать их гораздо более эффективно. Это тоже принесло нам существенный бюджетный эффект. Кроме этого, мы объединили часть однотипных бюджетных учреждений, полностью перевели на самоокупаемость муниципальный центр образования, сняв их с бюджетного финансирования в объеме 8,2 млн рублей в год. При этом за три года на заработанные деньги они уже обновили свой учебный автопарк на три единицы (более 2,4 млн рублей) и провели ремонт учебных помещений. До этого новая техника в учреждении не приобреталась более 10 лет, как не было и ремонта помещений.
Также мы централизовали все однотипные закупки, осуществляемые нашими бюджетными учреждениями: канцтовары, ремонтные материалы, щебень и т.д. Только по щебню за три года мы сэкономили почти 8 млн рублей. На эти деньги были приобретены автогрейдер, коммунальный трактор Belarus-422 с полным комплектом навесного и прицепного оборудования, экскаватор Hidromek, и сейчас на стадии закупки еще один трактор МТЗ с навесным оборудованием. Вся эта техника позволяет нам гораздо более эффективно организовать работы по решению вопросов местного значения собственными силами, опять же экономя на подрядных расходах.
– В валовом региональном продукте района АПК сегодня составляет 21%. Каковы перспективы развития в этом секторе экономики?
– Здесь есть две ключевые проблемы, которые требуют решения в самое ближайшее время. В 2018 году, когда мы вместе с командой пришли в район, мы обнаружили, что из 45 тысяч гектаров земли, используемых в агропромышленном производстве, 7 тысяч обрабатывает ГУП «Ордена Ленина племзавод имени 10 лет УАССР». Это государственное унитарное предприятие, которое более семи лет находится в стадии банкротства. Как следствие – полная стагнация экономики целого муниципального поселения с численностью жителей более 2,5 тысячи человек. У них задолженность только по НДФЛ – 8 млн рублей, а производственные показатели ниже некуда. Предприятие, вроде бы, находится на плаву, люди ходят на работу, коровы доятся, поля обрабатываются, но нет ни прибыли, ни развития. Одни долги, которых накопилось свыше 200 млн рублей. И это, увы, не единственное предприятие. Другое аналогичное предприятие находится в федеральной собственности – это ФГУП «Уромское», которое обрабатывает 8 тысяч гектаров земли. Оно тоже более 10 лет находится в стадии замороженной экономики. Все эти гектары как-то засеваются, но выручка предприятия за год с двух тысяч гектаров получают выручку по 150-200 млн рублей. А здесь всего 40 млн с 8 тыс. гектаров! Вот это и есть наши точки роста.
Мы для себя поставили задачу максимально оперативно и стратегически эффективно завершить процедуру банкротства ГУП «Ордена Ленина племзавод имени 10 лет УАССР», начали активно взаимодействовать с его главным кредитором – Россельхозбанком, конкурсным управляющим, начали поиск потенциальных инвесторов. На сегодня имущественный комплекс предприятия уже реализован с торгов, и сейчас туда зашел инвестор. Это удмуртская компания, которая по бизнесплану в ближайшие шесть лет должна вложить в модернизацию производства порядка 600 млн рублей. При этом производственные показатели он должен довести до уровня от 800 млн до 1 млрд рублей в год. Так что, бизнес-планы инвестора полностью совпадают с нашими целями.
– А каким образом будет происходить реанимация второго предприятия, находящегося в федеральной собственности?
– Действительно, то, что ФГУП «Уромское» находится в федеральной собственности, создает дополнительные сложности. Мы как орган местного самоуправления не можем напрямую влиять на его деятельность. Администрация Малопургинского района неоднократно обращалась к учредителю с просьбой передать имущество предприятия в муниципалитет. Федералы соглашались пойти нам навстречу, но до соответствующего постановления российского кабинета министров дело пока так и не дошло. Сегодня идет процедура реорганизации ФГУП, но пока это не тот результат, который мы для себя определяли.
Тем не менее нам удалось привлечь инвестора и на эти 8 тысяч гектаров земли. Это удмуртская группа компаний «Компак». Соглашение получилось максимально выгодным для всех сторон. Дело в том, что земли ФГУП были сильно истощены, поскольку в последние годы они должным образом не обрабатывались и в них толком не вносились удобрения.
В прошлом году «Компак» внес удобрений на 120 млн рублей – это больше, чем за предыдущие 10 лет совокупно. При этом с ФГУП заключен договор контрактации, по которому все затраты инвестора будут компенсированы полученной продукцией. В результате инвестор заинтересован в том, чтобы товара на выходе было больше. Он вкладывается, обеспечивает соблюдение технологий и в итоге получает свою выгоду, а предприятие за счет инвестора повышает качество обработки и характеристики земель и получает свой процент от произведенной продукции. Это долгосрочный проект. Таким образом, к 2024 году мы должны увеличить объемы производимой продукции на данном предприятии до 800 млн рублей в год.
– Мы знаем, что в вашем районе реализуется еще один очень крупный инвестпроект по производству мяса птицы, расскажите о нем подробнее.
– Да, такой проект действительно у нас реализуется – строительство птицефабрики по производству мяса птицы замкнутого цикла ООО «Агрофирма «Феникс». Это один из самых крупных агропромышленных инвестпроектов в республике, начатых с нуля. Предприятие должно выйти на проектную мощность к 2024 году. На сегодня уже построены и введены в эксплуатацию два корпуса птицеводческих ферм, завершено строительство убойного цеха, начато строительство инкубатория и подготовлена площадка для строительства еще 18 корпусов. Общий объем инвестиций составит более 1,2 млрд рублей, будет создано 120 рабочих мест.
– А что станет с более мелкими предприятиями, в пользовании которых находятся сельхозземли, но, будучи не способными в рыночных условиях эффективно ими распорядиться, они оказались на грани банкротства или стагнации?
– Мы проработали с главами сельских поселений, на территории которых расположены такие предприятия, процедуру перераспределения обрабатываемых ими земель. Основная задача на данном этапе – чтобы эти земли как минимум обрабатывались и засевались. В дальнейшем мы хотим, чтобы наши же экономически сильные предприятия зашли на эти земли и осуществляли на них свою деятельность, при этом мы запускаем проект по перестраиванию взаимоотношений между сельхозорганизациями и собственниками паевых земель по принципу взаимоотношений акционеров и управляющей компании.
Например, на прошлой неделе у нас состоялся аукцион по предоставлению в аренду муниципальных сельхозземель общей площадью 100 га, срок аренды – 10 лет, начальная цена лота – 46 тысяч рублей, окончательная, которая сложилась по итогам аукциона, составила 807,8 тысячи рублей в год. Вывод: выигравшее аукцион сельхозпредприятие готово по такой цене работать на этих землях, соответственно, экономика, получаемая от этой земли, для предприятия положительная. Далее математика и экономика: 1 га земли = 8 тыс. руб./год 1 пай = 4,5 га 4,5 га = 36 тыс. руб./год.
Если исходить из того, что у сельской семьи имеется в собственности два пая (муж, жена), – это 72 тысячи рублей в год дополнительных доходов в семью от сдачи в аренду паевых земель сельхозпредприятиям.
Далее. Если у предприятия в аренде 1,6 тысячи га паевых земель, он должен выплачивать собственникам 12,8 млн рублей в год, своего рода дивиденды 355 пайщикам. Следует отметить, что эта сумма сопоставима с суммой господдержки, получаемой этим сельхозпредприятием за год.
При этом 12,8 млн рублей – это дополнительный доход наших жителей (пайщиков). Они должны с этой суммы уплатить 13% НДФЛ, а это более 1,2 млн рублей ежегодно Теперь 1,2 млн рублей соотносим с 26 тысячами га паевых земель по району и получаем более 20 млн рублей дополнительных доходов в бюджет района ежегодно. Ну, и почти 210 млн рублей (за минусом 13%) дополнительных доходов нашим сельским жителям, собственникам сельскохозяйственных земель.
Плюс параллельно мы работаем над развитием крестьянско-фермерских хозяйств и сельхозкооперации. За три с половиной года на территории района мы вновь зарегистрировали порядка 20 новых КФХ и три кооператива. Из них около 13 получили гранты различных объемов. Построено и реконструировано 32 производственных объекта, большинство из которых – фермы, закуплено 50 единиц техники и 350 голов КРС.
Главная проблема здесь заключается в том, что сельхозпредприятия старого формата, к сожалению, не всегда готовы к изменениям, к развитию. Даже те планы, которые мы озвучиваем, они не принимают, аргументируя тем, что «мы всегда так работали», «раньше было лучше», «это невозможно», «вы не разбираетесь в сельском хозяйстве» и т.д. Для того чтобы изменить эту ситуацию эволюционным путем, мы и внедряем главный инструмент рынка – конкуренцию. Именно с этой целью мы создаем на местах крестьянско-фермерские хозяйства, чтобы они создавали конкуренцию неповоротливым производителям старой формации и оказывали определенное побудительное воздействие на руководителей этих предприятий. Если работники начнут понимать, что на их предприятиях что-то не так, станут задавать нерадивому начальству неудобные вопросы, а затем, возможно, придут к решению выйти из предприятия с паями и организовать собственные КФХ, и те поневоле будут вынуждены меняться. При любом варианте развития событий экономика района и простых селян останется в выигрыше Направлений работы крестьянско-фермерских хозяйств у нас очень много. Есть козоферма на 1000 голов, фермеры занимаются мясным и молочным животноводством, выращивают фазанов, чеснок и даже клубнику. И таких направлений на селе бесконечное множество. Сейчас прорабатываем тему разведения африканских клариевых сомов в наших прудах.
– Какие факторы делают Малопургинский район особенно привлекательным для вложения денег в экономику?
– Инвесторов привлекает то, что район имеет развитую инфраструктуру, логистику, много полезных площадей для выращивания различных культур, а также широкие возможности для реализации продукции. По удельному весу экономически активного населения наш район также один из лидеров в республике. Наше муниципальное образование постоянно становится местом проведения многочисленных выставок и ярмарок. Но главное то, что Малопургинский район открыт для взаимовыгодного сотрудничества, команда администрации района заряжена на проактивный клиентоориентированный подход, честную и эффективную работу со всеми заинтересованными сторонами, в полном синхроне с командой правительства республики, для успешной реализации и воплощения самых смелых идей и инвестиционных проектов.
Дмитрий Чернов