Экспорт продукции остается одним из приоритетных направлений развития АПК республики и достижением для многих удмуртских сельхозпроизводителей. Каждый новый контракт на поставки за рубеж – это значимая победа.
Успехи в этом направлении представляют интерес не только в экономическом ключе, но и в плане повышения узнаваемости региона. Согласитесь, приятно осознавать, что сливки или яйца от удмуртского бренда, которые можно приобрести в соседнем супермаркете, также пользуются спросом у потребителей из США или Арабских Эмиратов. И здесь особенно важно, что основу экспортных поставок из региона составляет не сельскохозяйственное сырье, а готовая продукция.
Согласно данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, только за период первых трех кварталов 2021 года объем экспорта продукции агропромышленного комплекса Удмуртии в денежном выражении составил 4,39 млн долл. США (313 431 тысяча рублей по текущему курсу). Отметим, что это на 11,1% больше в сравнении с результатами за аналогичный период прошлого года.
В тройку лидеров экспортируемой продукции в 2021 году вошли:
- свинина, говядина, а также продукты мясной переработки – 628 тонн и более 1 092,9 тыс. долл. США.
- молоко и иные молочные продукты – 915,9 тонн (823,8 тыс. долл. США).
- семена льна – 176 тонн (143 тыс. долл. США).
Кроме того, долю экспорта АПК составили картофель семенной и пищевой, семена кормовых растений, кофе, водка и спиртосодержащие напитки. В этом году список экспортируемой продукции также пополнили рапсовое масло, молочная сыворотка, генетический материал для искусственного осеменения КРС, куриное яйцо, мицелии шампиньонов. А среди ожидаемых контрактов до конца года поставки в Китай мяса птицы и пищевых субпродуктов от ООО «Удмуртская птицефабрика».
Точки на карте мира
На сегодня экспортные поставки АПК Удмуртии охватывают уже 29 стран. Сельхозпроизводители, республиканское правительство и профильное министерство продолжают совместную работу по дальнейшему увеличению числа стран партнеров. Достигнуты предварительные договоренности о поставках продукции во Вьетнам, Иорданию, Судан, Оман, Марокко, Турцию и Грузию.
В целях поддержки экспортно-ориентированных производств Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики разработана и уже реализуется новая грантовая программа, которая призвана покрыть расходы на сертификацию продукции, согласно требованиям Евразийского экономического союза и страны-импортера. Данная мера господдержки предусматривает компенсацию до 50% затрат предприятия на создание экспортно-ориентированных площадок, но не превышает 20 млн рублей.
Реализация предусмотренной по гранту модернизации производств уже запущена на таких предприятиях, как ООО «Аскор», ООО «Инновация», ООО «Птицефабрика «Вараксино» и ООО «Удмуртская птицефабрика», которые получили поддержку на общую сумму 65 млн рублей. Благодаря данной программе, предприятиями в период до 2025 года, будет дополнительно экспортирована продукция АПК на 4,08 млн долл. США. При этом в 2021 году список грантополучателей пополнили еще 5 компаний.
Информация – главная валюта
В 2020 году в республике был впервые проведен экспортный акселератор для предприятий аграрного сектора, его выпускниками стали 12 компаний. На протяжении трех месяцев они учились международной сертификации, работе с новыми цифровыми сервисами и подготовке продукции к экспорту.
По итогам обучения участники экспортного акселератора добились ощутимых результатов: ООО «ПК «Гранола» находится в процессе подписания двух договоров с Китаем и Бахрейном, получили первые заявки с коллективного аккаунта Alibaba. ООО «Можгаплем» работает с Казахстаном уже по вопросу расширения поставок, ООО «Новитэк ПРО» сделало тестовую поставку в Сербию, а ОАО «Сарапульский ЛВЗ» выходит на рынок Великобритании. Молодой бренд производитель сухих бульонов ООО «Мясопродукт с» («Ох!бульон») зашел в торговые сети Беларуси и выходит на внутрикитайские маркетплейсы.
И здесь следует вспомнить о том, что в 2017 году экспорт готовой продукции из Удмуртии составлял всего 1,8 млн долларов, а сегодня к этому процессу подключается все больше сельхозпредприятий, включая небольшие фермерские хозяйства.
Впереди еще долгая работа по продвижению удмуртских брендов на внутрироссийском и мировом рынке, но учитывая активную позицию регионального Минсельхоза и заинтересованность самих производителей, продукты с маркировкой «Сделано в Удмуртии» будут уверенно появляться на прилавках все большего числа стран и городов мира.
Новые направления экспорта, открытые в 2021 году:
- США – молоко и молочные продукты;
- Китай – молочная сыворотка, рапсовое масло;
- Казахстан – молочная сыворотка, племенная биопродукция, мицелии шампиньонов;
- Сингапур – молочная сыворотка;
- Бразилия – водка и спиртосодержащие напитки;
- Туркмения – какао-порошок, специи, супы и бульоны;
- Австрия – сушеные овощи и овощные смеси;
- ОАЭ – куриные пищевые яйца.