– Михаил Николаевич, все плохо?
– Я бы сказал – тяжело. И нам тяжело, и остальным хозяйствам района. Судя по сводкам, все доят меньше, чем в прошлом году, кормовых единиц тоже меньше заготовили. Мы зерновых меньше соберем из-за жары, кукуруза – сегодня утром ездил – чуть выше пояса и уже зацвела. Значит, больше не вырастет, массы не наберет. В Татарстане понимают, что легче не будет, и ввели режим ЧС почти по всей республике.
– А мы чего тянем?
– Не сюда вопрос.
– Понимаем. Нас ваше мнение интересует.
– Мнение… А чем ЧС нам поможет? Деньги получат те, кто застрахован. А таких хозяйств в республике единицы. Но даже если деньги и придут, что с ними делать? Нужного количества кормов все равно не купить. Плюс на одни транспортные расходы сколько потратим. Себестоимость молока взлетит до небес. Поэтому мы думаем не о ЧС, а о том, как бы по максимуму собрать и заложить в яму то, что посеяли. Как все, что можно, превратить в сено и сенаж.
– Получается?
– Пока получается. Вот сегодняшняя районная сводка – только пришла. О! Смотрите-ка! Сенажа и сена мы заготовили даже больше, чем в «Прикамье». По кормовым единицам: район – 10,3, у нас – 13,5. Стараемся. Да все стараются. Опыт есть. Руководители хозяйств района 2010 год проходили, помнят и точно знают, с чем столкнулись и с чем еще предстоит столкнуться. Так что «Караул!» рано кричать – еще поборемся.
– Вы, именно вы на что надеетесь?
– Не «на что», а на кого. На людей. У нас, как известно, «сборный» коллектив – людей, живущих в МО «Пинязьское», не хватает, и часть работников приезжают к нам из Каракулино и Арзамасцево, часть возим из села Мостовое Сарапульского района и из Татарстана. Так сложилось. Они ездят, потому что, как и пинязьцы, умеют и хотят работать. Вот на них я и надеюсь. И, естественно, на главных специалистов. Все остальное – только приложение к их опыту, трудолюбию и упертости в хорошем смысле этого слова.
– Итоги полугодия успели подвести?
– По основным показателям могу сказать. Молока на конец июня мы надоили 25 425 ц – это больше, чем в первом полугодии прошлого года. Средняя зарплата почти на 500 рублей подросла. А что будет дальше, загадывать не берусь. Да сегодня, пожалуй, никто не возьмется.
– Наверно, из-за сложной ситуации вам придется ограничить поддержку поселения?
– Нет смысла рубить сук, на котором сидим. Хорошо, что мы успели в прошлом году выделить 450 тыс. рублей в виде спонсорской помощи МО «Каракулинский район» на экспертизу проекта газификации деревни Черново. Там же люди живут. Наши работники. Наши бывшие работники. Да просто бабушка, которая два года назад приехала. Она почему без газа должна мучиться? Помогли мы и щебень из Сарапула вывезти, дорогу в Котово отсыпать и разровнять. На этом большие проекты пока закончились, а текущая помощь – это само собой разумеющееся дело. Наше хозяйство и МО «Пинязьское» – это одно целое. Нам друг без друга не обойтись.
– Планы по развитию хозяйства отложили «на потом», или они остаются в силе?
– Ничего откладывать не будем. Основных задач на перспективу у нас две. Первая – нарастить поголовье скота. Вторая – собрать дойное стадо в одном месте и доить только с использованием доильного оборудования DeLaval, которое у нас уже имеется на новом животноводческом комплексе. Рост поголовья потянет за собой изменения в севообороте, заставит нас более углубленно заняться кормовой базой. А там, глядишь, и до рапса доберемся. Торопиться не будем – чтобы рапсом заниматься всерьез, нужно целую «рапсовую инфраструктуру» создать – современный КЗС под мелкосемянное зерно, маслобойный цех и т.д. А собрать дойное стадо в одном месте и доить на новом оборудовании нас заставляет постоянное ужесточение требований к качеству молока. Будем идти в ногу со временем: доить и продавать как можно больше качественного молока. Других вариантов развития хозяйства мы – я и наши специалисты – не видим. Да и нет смысла их искать – в России дефицит собственного молока, и нужно основательно потрудиться, чтобы его перекрыть.
Виктор Чулков