Перевести поля в «цифру»
Самым модным на сегодня новшеством в сельском хозяйстве, как и в экономике в целом, является цифровизация. Информационные технологии меняют лицо земли, и земли сельскохозяйственного назначения не являются исключением. Активно, в том числе и в России, внедряются различные цифровые, в частности, коммуникационные технологии. Электронные карты земель сельскохозяйственного назначения позволяют видеть на экране компьютера не только собственно поля (с прилегающими дорогами и строениями), но и все их характеристики. Подробная почвенная карта, отражающая множество параметров и характеристик грунта, упрощает планирование, позволяет подобрать наиболее подходящие культуры, точно рассчитать необходимое количество семян, удобрений, ГСМ и прочего. Навигационные системы помогают предельно точно обрабатывать поле, в частности, минимизировать полосы двойной обработки, и делать это в любое время суток и при сложных погодных условиях. Мониторинг техники позволяет оперативно отслеживать ход и результаты работ по множеству параметров, в том числе – по объему затраченного топлива, скорости прохода сельхозтехники по полю, глубине погружения плуга и т.д.
В Удмуртии работа по формированию электронной карты полей сельскохозяйственного назначения началась в 2019 году. Как сообщает пресс-служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики, эта электронная карта предназначена «для учета и контроля земельных ресурсов муниципальными образованиями, а также для предоставления информации инвесторам об имеющихся земельных участках/ площадках и их характеристиках: химический состав почвы, статус (пашня, сенокосы, залежи, пастбища – фактически используемые и выбывшие из оборота, особо охраняемые природные территории, планируемые к постановке на кадастровый учет), транспортная доступность, покрытие сотовой связью, места расположения пасек, промышленных объектов, линий ЛЭП, произрастания борщевика Сосновского и т.д.». Усилия профильного министерства дополняются предпринимательскими инициативами. Сельхозтоваропроизводители республики активно внедряют систему Глонасс для спутникового мониторинга своих транспортных средств. Она установлена уже более чем на тысяче единиц техники. Ряд хозяйств используют оборудование для «оцифровки полей» и мониторинга состояния посевов.
Скептики могут заметить, что Удмуртия, как и Россия в целом, еще только в начале пути в области цифровизации сельского хозяйства: по расчетам американской исследовательской и консалтинговой компании Grand View Research, рынок «умного» фермерства в России составляет пока не более 1,5% от мирового. Однако в настоящий момент это полностью оправдано. Как показывает целый ряд экономических исследований, цифровизация становится эффективной с определенного (довольно высокого) уровня развития бизнес-процессов. Основную прибыль от активного внедрения информационных технологий в сельское хозяйство сегодня получает небольшой круг наиболее развитых экономически стран. В большей части мира, и в России в частности, затраты на информационное оснащение сельского бизнеса окупаются не всегда. Да, цифровизация позволяет сэкономить до 30% расходов на семена, удобрения и топливо. Но расходы на нее могут нивелировать всю экономию. И хотя в 2019 году объем российского рынка информационно-компьютерных технологий в агропромышленности достиг 360 млрд рублей, остается вопрос: эти миллиарды отражают уровень выгоды всех или только производителей ИТ-сектора?
Тем не менее с каждым годом «цифра» становится все дешевле, а ее функционал увеличивается. Рано или поздно она станет актуальной даже для «зоны рискованного земледелия» (можно сравнить это с сотовыми телефонами, которые в 90-е были только у богатых, а уже в 2000-е практически у всех), из роскоши превратится в необходимость. Чтобы не пропустить этот момент, сельское хозяйство должно уже сегодня апробировать современные информационные технологии и внедрять наиболее эффективные из них. И как видим, эта работа уже ведется в Удмуртии.
«Вкалывают роботы – счастлив человек»?
В последнее время появился широкий спектр амбивалентных технологий, которые трудно оценить как однозначно позитивные или негативные. Яркий пример – роботизация агросектора. Роботизированные трактора и комбайны, обрабатывающие поля и собирающие урожай, БПЛА, патрулирующие поля и оценивающие их состояние. Картина выглядит как идиллия. И… подвергается суровой критике скептиков, задающих множество неудобных вопросов. Чем заняться человеку в мире роботов? Исключительно творчеством? Но, как показывает практика, по мере ослабления в обществе роли труда в нем деградирует и творчество. И не окажется ли так, что творчество, как и раньше, останется уделом избранных, а остальные будут жить на пособия? И смогут ли не отдельные люди, а целые страны жить без труда?
Тем не менее, не отрицая позитивной роли труда в жизни человека, следует признать, что некоторые его виды вполне можно поручить роботам. В животноводстве это, например, труд доярок – тяжелый, монотонный. На крупных фермах он давно автоматизирован, и теперь пришло время роботизации. Особенно актуально это при работе с коровами-рекордсменками – дающими 25 и более кг молока в день. Высокоудойные коровы крайне чувствительны к режиму доения: оно должно проводиться строго в одно и то же время – плюс-минус 10-15 минут и 5-10 литров как не бывало. При этом возврат к рекордным значениям занимает много дней. Очевидно, что роботизация, устраняя «человеческий фактор», устраняет и указанные риски.
В Удмуртии роботы-дояры «трудятся» уже на четырех фермах в Алнашском, Балезинском, Вавожском и Граховском районах. Их «коллеги» выполняют и другие виды работ – например, подают в стойла кормосмеси. Роботизация молочного производства в республики идет полным ходом – сегодня в дополнение к уже существующим возводятся еще три роботизированные фермы.
В растениеводстве пока роботов нет и, если автоматизация и механизация труда будет развиваться нынешними темпами, возможно, они и не понадобятся. Землеробы республики применяют в работе такие технические новинки, как оборудование для параллельного вождения, сеялки для дифференцированного посева, опрыскиватели для дифференцированного опрыскивания сорняков. Сельскохозяйственные товаропроизводители все чаще приобретают посевные комплексы, которые позволяют отказаться от большого количества обычной посевной и другой вспомогательной техники, выполнять несколько операций за один проход и тем самым сократить время работы и расход ГСМ. Также увеличилось приобретение энергонасыщенных тракторов: в 2019 году приобрели 14 единиц, а в 2020 году – уже 35. За счет высокой индивидуальной мощности и рабочей скорости такие трактора способны быстро обрабатывать большие поля, а также служить надежным источником энергии для разнообразных сельхозорудий. Большая ширина захвата обрабатываемой почвы позволяет снизить количество необходимых технологических проходов, что, в свою очередь, снижает переуплотнение почвы и, соответственно, повышает урожайность.
«Ударим племенным животноводством по искусственному мясу и соевому молоку!»
В животноводстве многие инновации также вызывают серьезные опасения скептиков. Потребители еще не до конца привыкли к мясу выращенных на стероидах животных, а на подходе уже искусственное мясо, создаваемое на молекулярном уровне из мышечных волокон или даже из печально известной сои. К счастью, развитие технологий идет в нескольких направлениях, и стейк, отпечатанный на 3D принтере, – только одно из них. Не меньшее развитие получило в последние годы племенное животноводство, которое позволяет добиваться серьезного роста продуктивных качеств животных не путем алхимических манипуляций, а благодаря старой доброй селекции.
племенные коровы
Племенному животноводству в Удмуртии сегодня уделяется большое внимание. В начале 2020 года Удмуртия одной из первых среди аграрных регионов России заявила о своих амбициозных и масштабных планах по разработке собственного регионального индекса племенной ценности животных на основе признанных международных методик оценки BLUP и gBLUP. Разработка индекса идет довольно активно, и из генетической лаборатории Ирландии уже получены первые результаты исследований. В результате этой работы сельхозпредприятия получат точную оценку племенной ценности животного сразу после рождения. Это ускорит генетический процесс и поднимет экономику отрасли молочного животноводства.
В 2020 году на новый уровень вышла оценка племенных качеств КРС: в Удмуртии был проведен 1-й Республиканский онлайн смотр-конкурс сельхозживотных с международным судейством. Животных судили авторитетные мировые эксперты – Пи Джей Бадлер и Майк Крик из США. Неудивительно, что выставка привлекла большое внимание животноводов – в ней приняли участие 53 животноводческих предприятия из пяти регионов России, представившие на суд авторитетным экспертам 148 животных в различных конкурсных категориях.
Мало оценить животных и выбрать лучших – нужно еще создать условия для распространения их генов в популяции. Решение этой задачи обеспечивает биотехнологический метод разведения крупного рогатого скота. Этот новый в селекции метод предусматривает трансплантацию эмбрионов КРС от одного животного к другому. В результате от одной пары выдающихся производителей можно получить несколько десятков потомков за год, что позволяет ускоренными темпами совершенствовать племенные и продуктивные качества разводимых животных.
Работа по биотехническому методу разведения крупного рогатого скота началась в племенном животноводстве Удмуртской Республики в 2020 году – коровам из трех ведущих племенных хозяйств республики было пересажено 23 эмбриона импортной селекции. Ожидается, что в дальнейшем Удмуртия сама станет экспортером эмбрионов за рубеж.
В целом же, количество хороших и не очень инноваций в сельском хозяйстве очень велико. Кое-что из нового – это хорошо забытое старое. Так, например, модное сегодня органическое производство, один из главных принципов которого – замыкание круга животноводства и растениеводства, когда отходы каждой сферы становятся подкормкой для другой, по сути дела воссоздает технологии традиционного крестьянского хозяйства. Другие технологии обсуждались уже давно, но стали возможны только сегодня. Это, например, биопестициды – препараты для борьбы с вредителями, которые не наносят вреда ни возделываемой культуре, ни окружающей среде в целом. В их основе бактерии, грибы, вирусы, феромоны насекомых или экстракты растений, которые могут мешать размножению вредителей или уничтожать их.
Каждая инновация для выяснения ее достоинств и недостатков требует длительного знакомства с нею. Но одно можно сказать точно даже после краткого знакомства с темой – в XXI веке сельское хозяйство будет идти вперед семимильными шагами. И от сельхозпроизводителей потребуются огромные усилия, чтобы, с одной стороны, не забрести куда-нибудь не туда, а с другой – не отстать и не остаться в веке XX.
Андрей Солдаткин