• 29 декабря 2020 10:55
  • 799
  • Время прочтения: 2 мин

Наталья Усманова: Я страшная трусиха. Но я умею держать свой страх в узде

Наталья Усманова: Я страшная трусиха. Но я умею держать свой страх в узде
Глава КФХ из Сарапульского района Наталья Усманова – человек настолько своеобразный, а ее жизнь наполнена такими яркими событиями, что о ней надо бы написать в рубрике «Судьбы». Поверьте, это было бы захватывающее чтение. Но такой рубрики в нашем журнале пока нет. И поводом к нашей беседе стал грант в 15 млн рублей, который она выиграла, убедив комиссию в том, что ее бизнес-план строительства молочно-товарной фермы на 40 голов с сыроварней заслуживает государственной поддержки. Производить линейку сыров премиум-класса она мечтала 10 лет, и мы уверены, что скоро сыры от Натальи Усмановой станут еще одним достоянием нашей республики.

«ДК»: Наталья Александровна, чтобы преуспеть в фермерстве, нужно родиться в деревне. Не так?

Н.У.: В моем случае совсем не так. Я родилась в Сарапуле, с трех лет жила в Нижнем Тагиле, потом в Иркутске, где поступила в медицинский институт… И тут грянули «лихие 90-е», которые распорядились по-своему. Жизнь повернулась так, что мне пришлось бросить учебу и вместе с мамой и дочкой вернуться «на историческую родину». Здесь я отучилась на бухгалтера-экономиста и швею-закройщицу. Но в 90-х найти работу было очень сложно.

«ДК»: И все равно непонятно.

Н.У.: Добавлю: я вышла замуж за деревенского парня и связала свою жизнь с хозяйством. Мы обзавелись двумя коровами, чтобы и семью прокормить, и какието деньги заработать. Дело пошло, и в 2003 г. получила через гарантийный фонд льготный кредит. Купила 7 коров плюс свои 2, плюс мелкий скот, начала планы строить. Но вскоре ситуация сложилась так, что пришлось все начать практически с нуля.

Уже в 2004-2005 годах я всерьез решила заняться сыром, всю библиотеку имени Крупской перерыла на эту тему. Читала, конспектировала, ничего не понимала, но была почему-то уверена, что со временем все пойму. Семья росла, надо было строить новый дом, тогда мне удалось получить на строительство льготный кредит – 200 тысяч рублей. В общем, в 2012 г. переехали мы в новый дом, но уже с четырьмя детьми – тремя своими и приемной дочкой Дариной. А через год взяли из детдома двух мальчиков.

«ДК»: Один приемный ребенок – это можно понять. Но еще два?!!

Н.У.: Я человек верующий, и когда было особенно тяжело, я просила у Господа: «Если ты мне дашь сил достроиться, я возьму мальчишку». Но когда выбрали его в детдоме, выяснилось, что у него есть брат. Не разлучать же. А я твердо решила, что буду возрождать свою ферму и всерьез займусь сыром. В кредит купили коров, а я наконец вышла на настоящих сыроделов и с их помощью побывала на сыроварне в Подмосковье, а потом и в Италию съездила, где многое поняла.

«ДК»: Что именно?

Н.У.: Нам не надо их копировать. Слишком разные природные условия и практика производства. И еще: к этому делу надо относиться философски. Крафтовый сыр – это продукт индивидуального творчества с долей волшебства.

«ДК»: А чему вы там научились?

Н.У.: Научилась делать всю группу сыров «Паста Филата»: «Моцарелла», «Качокавалло», «Проволоне», «Бурато». Сегодня мы варим кавказские сыры «Сулугуни» и «Чечил», рассольные «Халуми», «Адыгейский» и «Фету», полутвердые «Азиаго», «Монтазио» и «Качотта», «Камамбер» с белой плесенью. Это ремесленное сыроварение, которым мы занимаемся всей семьей. Дети, конечно, помогают. Особенно старшая дочь, которая занимается продажами и развозит продукцию по заказчикам.

«ДК»: В магазинах их можно купить?

Н.У. Пока мы работаем только под конкретные заказы. Вот достроим ферму и сыроварню, тогда можно будет к этой теме вернуться.

То, что мы делаем сегодня, помогает нам держаться на плаву. А хочется развиваться, да и мечту о выдержанных сырах я не оставила. Вот и обратилась в Удмуртский центр сельхозконсультирования при Минсельхозе республики. Там очень компетентные специалисты, которые посоветовали поучаствовать в грантовой программе «Семейная ферма». Получилось только со второго раза. Если честно, не очень-то верила в успех. Но я написала бизнес-план, подала заявку и победила. Должна сказать, что сейчас государство поддерживает фермеров гораздо более последовательно и ощутимо, чем лет 10 назад. Мне есть с чем сравнивать.

«ДК»: На какой стадии проект?

Н.У.: Здания фермы и сыроварни уже стоят, там идут внутренние работы. Оборудование для сыроварни делают индивидуально под заказ – такое, какое нужно именно мне, оно рассчитано на производство 40 кг сыра в день. Несмотря на пандемию, пока идем в графике и выполняем все позиции соглашения. Когда запустимся, у меня, согласно требованиям гранта, будет работать 4 человека.

«ДК»: Что вас поддерживает, скажем мягко, на нелегком пути?

Н.У.: Я страшная трусиха. Но я умею держать страх в узде – беру себя в руки, начинаю работать и уже не скисну до конца.

Виктор Чулков